Лариса Ларина
Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, что, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств, и позитивную позицию в этом вопросе.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Темочки
Но не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный выбор объектов, о которых следует рассказать детям, что целесообразно показать, особенно выделить то, что есть только здесь. Нужно определиться, как, через что можно показать связь родного края со всей страной, подчеркнуть то, что наиболее ярко иллюстрирует российский образ жизни.
Любой уголок нашей Родины неповторим, в каждом есть своя природа, везде есть особенные, дорогие его жителям тропинки, особенные деревья. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой город хотя и маленький, но славен своим прошлым, памятниками старины.
Неповторимы люди. Везде есть свои артисты и спортсмены, свои художники и поэты и обязательно есть люди, которые прославил свой край трудом.
Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущим является труд машиностроителей, в другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков. Замечательно и неповторимо народное творчество : вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, Палех прославился искусством лаковой миниатюры, Дымково радует малышей глиняными игрушками.
Каждый край знаменит еще тем, что здесь жили люди, которые стали известны всей стране и всему миру. Дети должны знать и героев, защищавших Родину от врагов и людей, оберегающих мирное время в настоящее время.
Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у детей может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой прекрасной страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет не выполнима.
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- здесь, как и повсюду в стране, люди трудятся, они трудятся для блага и счастья всех, всегда готовы помочь друг другу; их труд почетен;
- в родном городе соблюдаются традиции данной местности;
- здесь, как и повсюду, берегут и охраняют природу;
- всех объединяет любовь к своей стране, готовность встать на защиту Отечества.
Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простого анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной край является частью страны, одним из многих, ему подобных, необходимо дать некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны – рассказать о том, что они могут видеть в непосредственном окружении.
Таким образом, ознакомление дошкольников с историей родного края — важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.