Виктория Ломакина
Моделирование как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Самые важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте рассматривается как в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В развитии речи прослеживается тесная связь речевого и умственного развития.
«Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь учась мыслить.» Ф. А. Сохин.
Публикация «Моделирование как средство развития речи» размещена в разделах
Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – это моделирование. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, А. А. Венгер, и заключается в том, что в основе моделирования лежит принцип замещения, т. е. реальный предмет может быть замещен в действительности другим предметом, изображением, значком.
Существует три вида модели :
1. Предметная модель в виде конструкции (плоскостная модель фигуры) 2. Предметно – схематическая (модель в виде заместителей, графических знаков) 3. Графические модели (схемы)
Чтобы модель, как наглядно – практическое средство познания выполняло свою функцию, она должна быть: а) Простой для восприятия ребенком; б)Доступна для создания действий с ней; в) Отчетливо передавать с ее помощью те свойства и отношения, которые должны быть усвоены; г) Облегчать познание.
В качестве условных элементов (заместителей) модели могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, силуэты, контуры, пиктограммы, контрастная рамка – прием фрагментального рассказывания. Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей. Применение метода моделирования в своей работе я начала с младшей группы, и с самого простого вида – моделирование сказок. Стала строить свою работу с повторения уже знакомых сказок. Самая первая сказка «Курочка Ряба». Здесь был использован первый вид – предметная модель, т. е. плоскостное изображение фигуры, силуэт. Воспитатель рассказывает сказку, дети выбирают силуэты для построения или выстраивания модели. Была проведена предварительная работа – дидактическая игра «Узнай, кто это?» (по силуэту дети узнавали изображения того или иного персонажа сказки). Когда дети хорошо научились манипулировать силуэтами выстраивая модель сказки, можно переходить на заместители, т. е. предметно – схематический вид. Пример: Сказка «Колобок». Дети вспоминали и называли сказку, выясняли характерные признаки по которым можно определить тот или иной персонаж. Я предложила условные заместители - это кружки разные по цвету (колобок – желтый, заяц – белый и т. д.) Дети быстро выложили модель сказки и без труда рассказывали ее, манипулируя заместителями. В другой сказке «Волк и семеро козлят», я использовала геометрические фигуры: квадраты и круги одинакового размера, но разные по цвету. Здесь использовала другой вариант: самостоятельный подбор заместителей к персонажам сказки (белые кружки – козлята, серый квадрат – волк, затем проигрывали с заместителями основные эпизоды сказки. К концу года младшей группы перешла к третьему виду моделирования – к графическому изображению (схемы) Сказка «Репка». При обсуждении сказки выставляется модель из кругов (количество кругов соответствует количеству персонажей сказки, далее происходит зарисовка персонажей. Внимание уделяется изображению внешних признаков персонажей (у деда – усы, бабушка - в платочке, внучка – с бантиком или с косичкой, жучка – хвостик закорючка, у кота – ушки и усы, у мышки – хвостик веревочкой). По этой модели дети в дальнейшем пересказывают сказку.
Заметила, что многим детям тяжело дается заучивание стихотворений наизусть. Этот процесс значительно упрощается, если к стихам рисовать схему (символика мнемотехники). В младшей группе я сама рисовала схемы к потешкам «Кисонька – мурысонька», «Курочка – рябушечка», к стихотворениям «Медведь» И. Токмаковой, «Снегири» Т. Шарыгиной.
В средней группе при разучивании стихотворений, я детей спрашиваю, каким символом можно изобразить определенные строчки стихотворения. Дети предлагают, а я рисую. Затем схема не убирается, а висит на доске в группе на протяжении всего дня. Дети в любое время могут подойти к ней и рассказать стихотворение. Во втором виде моделей (предметно – схематическом, кроме заместителей, используется такой прием как изображение графическими знаками. Такую схему я применяю на занятиях по описанию животных, птиц, игрушек, овощей и т. д. Здесь схематично указываются характерные признака, последовательность действий, событий.
Пример: При описании птиц дети опираются на схематическое изображение клюва, перьев, лапок, гнезда птицы. Модель в этом случае позволяет отразить в рассказе строение, способы передвижения, окрас птиц (животных, характер пищи. Таким образом, систематически применяя на занятиях развития речи модели в младшей группе, я добилась того, что почти каждый ребенок если не рассказывал, то читал схему, проговаривая строки из стихотворений и сказок, мог описывать внешний вид птиц и животных. В средней группе я продолжаю эту работу и хочу научить детей самостоятельно рисовать модель сказки.