Виталина Кальчина
Занятие по ознакомлению с окружающем миром детей старшей группы «В мире материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«В мире материалов»
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа : старшая
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, коммуникативное развитие.
Цель: закрепление знаний детей о материале, из которого сделаны предметы;
Задачи:
1. Образовательные – Побуждать сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу, классифицировать их по различным признакам (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающем миром детей старшей группы „В мире материалов“» размещена в разделах
2. Развивающие – Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых образовательная деятельность с деть ми 5–6 лет 235 изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость — прочность, блеск, звонкость.
3. Воспитательные – Воспитывать чувство благодарности к природе и человеку за то, что создают столько материалов для благоприятной жизни людей.
Основные понятия: рассказ
Форма проведения: фронтальная
Подготовительная работа:
В группе : чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры.
На прогулке: наблюдение за постройками.
Оборудование: наглядное пособие (дерево, резина, металл, пластик, пластмасса, стекло, картинки с изображением мостов, игрушка «Мишка», волшебный мешочек с предметами, таз с водой, деревянный конструктор, ноутбук, проектор.
Ход занятия
Ребята, сегодня в гости к нам пришёл Мишка.
Он со своими друзьями не смог дойти утром до школы, так как на пути сломался мост. Как мы можем ему помочь? Ведь ни он и ни его друзья плавать не умеют!
Ответы детей : разные, в том числе – построить мост.
Нам нужно знать из чего (какого материала его строить, давайте поиграем с Мишкой в игру. Но сначало давайте посмотрим, что за картинки висят на доске и повторим, что из чего может быть сделано.
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочке лежат предметы: шуруп, гайка, ножницы, ложка, матрешки, карандаш, кубики деревянные, пластиковая тарелка, пластмассовая чашка и тарелка, воздушный шарик, деревянная и пластмассовая расчески, чашка, стакан.
На столе стоит 3 корзинки с картинками: дерево (для деревянных предметов, гвозди (для железных предметов, ведерко (пластмасса). Предметы, которые дети достают из мешочка – кладут в нужную корзинку, а лишние предметы – кладут рядом.
Дети по очереди достают предмет из мешочка, называют его, описывают, кладут в тазик с водой, чтобы определить плавает или не плавает, формирует основные признаки предмета (твердый, мягкий, плавает, тонет, прозрачный, непрозрачный, хрупкий, прочный).
Игра «Назови из чего предмет»
Дети строятся по кругу. Воспитатель с помощью считалки выбирает ребенка, завязывает ему глаза. Берет 2 одинаковых предмета из любой корзинки, дает пощупать ребенку, ребенок должен определить на ощупь из какого материала сделаны предметы.
Считалка:
Ехал Лунтик на тележке,
Раздавал он всем орешки.
Кому два, кому три —
Отгадай предмет-ка ты!
Физкультминутка:
«Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. ( Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.
Игра «Четвертый лишний»
Дети делятся на 2 команды и по очереди называют лишний предмет, перечисленный воспитателем. Объясняя свой выбор.
1. Гвоздь, шуруп, ключ, автомобильная покрышка.
1. Шина, ластик, воздушный шарик, стул
2. Простыня, кровать, платье, косынка.
2. карандаш, шкаф, книга, дверь.
3. Альбом, книга, линейка, тетрадь
3. Стакан, лампочка, ложка, окно.
Молодцы ребята. Теперь мы можем подсказать Мишке из чего лучше строить мост. Из какого материала?
Ответы детей.
Верно, мост может быть железный и деревянный.
Посмотрите, на доске висят разные модели мостов.
Давайте сконструируем свои мосты из конструктора.
Молодцы! Мишка очень доволен, что вы ему помогли. Ему нравятся ваши мостики. Он тоже со своими друзьями построит мост.
Ребята
- о чем мы говорили на занятии?
– что мы сегодня делалали на занятии? (строили мост, играли в игры)
- что вы запомнили на занятии?
И т. д.
Ребята, сегодня в гости к нам пришёл Мишка.
Он со своими друзьями не смог дойти утром до школы, так как на пути сломался мост. Как мы можем ему помочь? Ведь ни он и ни его друзья плавать не умеют!
Ответы детей : разные, в том числе – построить мост.
Нам нужно знать из чего (какого материала его строить, давайте поиграем с Мишкой в игру. Но сначало давайте посмотрим, что за картинки висят на доске и повторим, что из чего может быть сделано.
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочке лежат предметы: шуруп, гайка, ножницы, ложка, матрешки, карандаш, кубики деревянные, пластиковая тарелка, пластмассовая чашка и тарелка, воздушный шарик, деревянная и пластмассовая расчески, чашка, стакан.
На столе стоит 3 корзинки с картинками: дерево (для деревянных предметов, гвозди (для железных предметов, ведерко (пластмасса). Предметы, которые дети достают из мешочка – кладут в нужную корзинку, а лишние предметы – кладут рядом.
Дети по очереди достают предмет из мешочка, называют его, описывают, кладут в тазик с водой, чтобы определить плавает или не плавает, формирует основные признаки предмета (твердый, мягкий, плавает, тонет, прозрачный, непрозрачный, хрупкий, прочный).
Игра «Назови из чего предмет»
Дети строятся по кругу. Воспитатель с помощью считалки выбирает ребенка, завязывает ему глаза. Берет 2 одинаковых предмета из любой корзинки, дает пощупать ребенку, ребенок должен определить на ощупь из какого материала сделаны предметы.
Считалка:
Ехал Лунтик на тележке,
Раздавал он всем орешки.
Кому два, кому три —
Отгадай предмет-ка ты!
Физкультминутка:
«Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. ( Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.
Игра «Четвертый лишний»
Дети делятся на 2 команды и по очереди называют лишний предмет, перечисленный воспитателем. Объясняя свой выбор.
1. Гвоздь, шуруп, ключ, автомобильная покрышка.
1. Шина, ластик, воздушный шарик, стул
2. Простыня, кровать, платье, косынка.
2. карандаш, шкаф, книга, дверь.
3. Альбом, книга, линейка, тетрадь
3. Стакан, лампочка, ложка, окно.
Молодцы ребята. Теперь мы можем подсказать Мишке из чего лучше строить мост. Из какого материала?
Ответы детей.
Верно, мост может быть железный и деревянный.
Посмотрите, на доске висят разные модели мостов.
Давайте сконструируем свои мосты из конструктора.
Молодцы! Мишка очень доволен, что вы ему помогли. Ему нравятся ваши мостики. Он тоже со своими друзьями построит мост.
Подведение итогов.
Ребята
- о чем мы говорили на занятии?
– что мы сегодня делали на занятии? (строили мост, играли в игры)
- что вы запомнили на занятии?