Елена Мунтян
Ознакомление с книжной графикой как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Разрешите представить Вам одно из направлений развития детей дошкольного возраста, а именно ознакомление с книжной графикой.
Начать хочется с определения, что же такое слово Графика греческого происхождения и переводится– пишу, поэтому ГРАФИКА более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами.
Публикация «Ознакомление с книжной графикой как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений.
Целью нашей работы в этом направлении является Ознакомление с книжной графикой, как видом искусства, развитие творческих способностей дошкольников в процессе ИЗОбразительной деятельности
Задачи которые мы ставим перед собой это:
приобщение детей к художественной культуре, привитие им художественного вкуса, эстетической взыскательности;
формирование в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, любовь к Родине;
Воспитывать способность видеть красоту в окружающем, желание отражать свои эмоции в работах,
Развивать у детей самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ.
Ребята во время занятий в студии знакомятся с творчеством художников иллюстраторов: Ю. А. Васнецова, Н. М. Кочергина, В. М. Конашевича, В. В. Лебедева, Т. А. Мавриной, М. П. Митурич,Е. М. Рачева, В. Г. Сутеева, Е. Н. Чарушина и др. ; выразительными особенностями точки, штриха, линии как средства графического языка, их декоративными возможностями. Научатся работать с разными изобразительными материалами (гуашь, акварельные краски, простой и цветные карандаши, фломастеры и др)
Образы, созданные хорошим художником-иллюстратором - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.
Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Этот метод рассматривался в исследованиях Е. А. Флериной, В. А. Езикеевой, Р. А. Мирошкиной и др. Иллюстрация – рисунок, образно рскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится.
Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его "Кто сказал мяу?", "Айболита", "Мешок яблок", "Елку", "Крошку енота" и другие книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к "Тараканищу", "Чудо-дереву" Корнея Чуковского, "Вот какой рассеянный" С. Маршака и другим произведениям.
Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского; не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам; заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина; рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто; Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.
До сих пор спросом пользуются книги с иллюстрациями И. А. Билибина и Ю. Васнецова. Технику этих художников невозможно не узнать. На их иллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочные персонажи навечно сохранили за собой образ, созданный мастерами - классиками детской иллюстрации. Эти произведения изобразительного искусства не устаревают даже на пороге третьего тысячелетия
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании.
Итак, книжная графика – один из видов изобразительного искусства, средства выразительности которого (линия, форма, цвет, композиция) доступны детям дошкольного возраста.
Разумеется каждая возрастная группа имеет особенности восприятия книжных иллюстраций. При этом и Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия.