Екатерина Конюхова
Ознакомление младших дошкольников с русским народным фольклором посредством создания мини-музеев в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования выделена образовательная область «Речевое развитие» в содержание которой входит задача –формирование у детей интереса к художественной литературе и фольклору.
Что значит «ФОЛЬКЛОР?». Слово «фольклор» в переводе означает «народное знание», «народная мудрость». Ценность фольклора заключается в том, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Целенаправленное и систематическое использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психологического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Публикация «Ознакомление младших дошкольников с русским народным фольклором посредством создания мини-музеев в ДОУ» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» апрель 2016
В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к малым формам фольклора. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.
В своей работе над этой темой я поставила следующие задачи:
1. Создание атмосферы национального быта.
Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
2. Широкое использование фольклора в режимных моментах (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, потешки и т. п.)
3. Знакомство с русскими народными играми.
С народным фольклором мы начали знакомиться с первой младшей группой, создавая мини-музей одного персонажа «Зайчик-побегайчик». В результате мы познакомились с уральским лесным жителем, с его внешнем видом, повадками, узнали много сказок и игр со сказочным персонажем. Знакомство проходило через все виды детской деятельности. Мы рисовали, лепили, играли в подвижные игры, учили стихи и читали сказки с главным героем.
настоящее время наблюдается тенденция, что детям все реже и реже читают сказки. Более популярными в детской аудитории становятся мультфильмы и компьютерные игры. Сегодня, как никогда, нужно развивать у дошкольника интерес к чтению, формировать любовь к книгам и не дать забыть историю нашего народа и народный фольклор.
Определенную роль в решении этой проблемы играют литературные мини-музеи.
Мы с детьми и родителями решили создать в нашем детском саду литературный мини-музей посвященный русской сказке.
Задачи:
• приобщать детей к художественной литературе;
• воспитывать интерес и любовь к чтению книг;
• развивать литературную речь и знакомить с народным фольклором;
• развивать творческую самостоятельность иэстетический вкус дошкольников.
Данный мини-музей мы с детьми посещаем каждый день. Здесь мы читаем сказки, рисуем знакомых персонажей, обсуждаем различные ситуации и просто играем. Дети здесь себя чувствуют в мире сказочных образов.
Для более глубокого изучения данной темы создан мини-музей «Русская изба».
Вся совместная деятельность по ознакомлению детей с народным творчеством проходит именно здесь. И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. А также к нам на экскурсию приходили дети из других группы нашего детского сада.
Традиционно в «Русской избе» мы отмечаем именины. На столе - самовар, угощения,воздаются почести праздничному караваю. Обязательно в этот день к детям приходят любимые герои русских народных сказок. Мы проводим весёлые подвижные игры, пляски и хороводы.
Рассказываю о назначении кухонной утвари. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ. В повседневной жизни использую потешки, пестушки, прибаутки. Детям интересно знакомится с пословицами, поговорками, загадками, игрой на деревянных ложках и русскими народными песнями.
Народные праздники, такие как Масленица, всегда связаны с игрой. Русские народные игры развивают ловкость, быстроту, силу, внимание. В народные игры мы с детьми играем в группе и на улице. А также наши дети научились элементам игры на деревянных ложках.
Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет соприкоснуться с культурой русского народа, русским народным фольклором, учит детей ценить наследие прошлого, формировать их нравственность, развивать интерес к истории своего народа, а также обогащать словарь, развивать литературную речь и познавательные способности детей.
Благодаря ознакомлению младших дошкольников с русским народным фольклороммы с уверенностью можем сказать, что фольклор, как народная мудрость не угаснет.