Юлия Демина
Ознакомление дошкольников с живописью
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать представления о методике и программных задачах ознакомления детей с живописью в различных возрастных группах.
Изобразительная деятельность играет огромную роль в развитии личности ребёнка, обеспечивая не только художественно-творческое, но и познавательное и эмоциональное развитие дошкольника. Поэтому важно формировать интерес ребёнка к изобразительной деятельности, знакомить ребёнка с произведениями различных видов изобразительного искусства, прежде всего, с живописью, используя различные приёмы и методы. (наглядные, словесные, игровые).
Публикация «Ознакомление дошкольников с живописью» размещена в разделах
Эффективным наглядным методом ознакомления изобразительного искусства является рассматривание живописных картин. Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью включает в предварительную работу по обогащению и активизации словаря, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.
Кроме этого детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения:
«покажи мимикой, жестами, как ты грустишь, радуешься», «Расскажи без слов, о чём бы
ты написал картину».
Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не
просто осматривает, определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием
и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением
произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения
отбирает слова, необходимые для рассказывания и настраивает детей на встречу с
картиной, обещая детям завтра показать что-то интересное.
Непосредственное ознакомления дошкольников с живописью осуществляется
поэтапно:
1 этап - самостоятельное, целостное, эмоциональное восприятие картины ребёнком;
2 этап - искусствоведческий рассказ, основанный на эмоциональном восприятии педагога.
Искусствоведческий рассказ дошкольникам даётся после того, как дети самостоятельно
рассмотрят произведение.
Структура рассказа:
название картины;
кто написал, о чём произведение;
что самое главное в картине (выделить композиционный центр);
как оно изображено (какими красками написано, как расположено);
какое в нём передано настроение;
что особенно мне понравилось;
какие возникли у меня чувства, что подумалось, вспомнилось.
3 этап - самостоятельное восприятие картины ребёнком.
4 этап - вопросы с целью закрепления понимания содержания картины.
Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление
увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания
сложности.
Например:
– Что изображено на картине?
– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?
– Как вы думаете, что самое главное в картине?
– Как это изобразил художник?
– Что в картине самое яркое?
– Что этим хотел сказать художник?
– Какое настроение передал художник?
– Как вы догадались. Что именно такое настроение отражено?
– Как это удалось сделать художнику?
– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?
Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому
необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и
последующих содержанию картины событий».
Усилить воздействие искусства на эмоции детей помогает сочетание различных
искусств путём сравнения сходства музыкального и живописного произведения по
выраженному в них эмоциональному настроению, характеру художественного образа.
При этом можно использовать и включение контрастных произведений. Например,
восприятие контрастных между собой музыкального и живописного произведений.
Программные задачи по ознакомлению детей с живописью
Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на
протяжении всего пребывания ребё нка в детском саду можно разделить на четыре группы:
Первая группа – содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что
изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел
выразить.
Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и
оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил
действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).
Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые
воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В
этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к
замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».
Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.
Усложнение задач ознакомления дошкольников с изобразительным искусством
2 младшая группа
Начинают знакомить с книжной иллюстрацией, народной игрушкой, наглядно-
Дидактической картиной. В ходе этой работы у них воспитывают интерес к рассматриванию ярких образов, учат видеть что и как изобразил художник в рисунке.
При рассматривании педагог обращает внимание на знакомые изображения предметов,
людей, природные явления, учит таким образом всматриваться в картину, ощущать
радость от узнавания знакомых предметов. Детей учат замечать контрастные по цвету
образы, приучают также эмоционально откликаться на красоту изображённых предметов
и явлений в произведениях искусства.
Средняя группа
Учат понимать содержание произведения, рассказывать о нём, сравнивать действия
изображённых персонажей с реальными, замечать детали.
При этом воспитатель обращает внимание детей и на выразительные средства,
использованные художником – цвет, форму.
Детей учат всматриваться в картину, внимательно слушать рассказать по картине,
смотреть и видеть, соотносить изображённые предметы с реальными, выделять главное в
содержании произведения.
Старшая группа
Обучают детей пониманию содержательной и выразительной стороны произведения, стараются дифференцировать в их представлении такие понятия, как «содержание», «выразительные средства», учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами.
У детей развивают интерес, художественный вкус, умение «читать» произведение,
способность эстетически воспринимать действительность
Подготовительная группа
Дети могут определять личностное избирательное отношение к произведению,
мотивировать выбор понравившейся картины, рассказать об эмоциональных ассоциациях.
У них формируют понятия «хороший», «красивый».
Детей побуждают к самостоятельному рассматриванию картин, учат различать специфику
и своеобразие каждого жанра, формируют умение воспринимать содержание картины,
различные средства выразительности, чувствовать и понимать настроение, характер, взаимосвязь жизненных явлений, развивают эстетические чувства, суждения, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.