Приложение МААМ

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка

Хомонова Вера
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач в воспитании ребенка. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Наряду с известными профессиями появляются и новые профессии. Причины появления новых профессий – высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с разнообразными профессиями. Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования. Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального развития личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий, как сложной, динамичной, постоянно развивающейся системе. Если еще 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.

Темочки:

Однако за последние годы появились профессии, содержание которых дошкольникам сложно понять. В результате у детей отмечается недостаточность знаний, низкий словарный запас по данной теме. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто не только дошкольники, но и школьники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и побывал на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

В настоящее время перед педагогами стоит сложная задача. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, а с другой стороны, привить детям желание стать профессионалами в своем деле. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Исходя из актуальности темы, для работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых мною была поставлена цель и сформулированы задачи.

Цель: формирование понимания важности любого труда, необходимости взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.

Задачи :

1. Углублять и расширять знания детей о профессиях, о взаимосвязи различных видов труда; дать конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда.

2. Продолжать знакомить детей с новыми современными профессиями взрослых, техникой и орудиями труда, обращая внимание на развитие научно-технической сферы и технику безопасности при выполнении различных видов работ.

3. Формировать представления детей о роли современной техники.

4. Расширять представления детей о труде взрослых и учить переносить приобретённое знание в свою деятельность.

5. Воспитывать интерес и уважение к трудящимся, желание работать для других. Подвести к пониманию того, что деятельность человека является необходимой основой для его существования.

Для качественного и успешного решения поставленных задач в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствовала развитию личности дошкольников и их поведения, а также позволила мне как педагогу через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Я старалась создать такие условия, чтобы процесс ознакомления с трудом взрослых стал увлекательной деятельностью для детей. Для организации работы в группах оформлялись специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, наглядным материалом. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда позволила: углубить практические знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развивать интерес и умение осуществлять действия. При проведении образовательной деятельности с воспитанниками использовала различные средства и формы работы, постоянно меняла виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Формировала у детей представление о многообразии профессий, структуре труда (что и как делает человек, для чего он выполняет работу, что получается в результате труда). Внедряя различные формы работы с воспитанниками, использовала индивидуальный подход, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

При ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых, наряду с традиционными формами работы, использовала нетрадиционные.

Расскажу об одной из них – это виртуальная экскурсия. Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Преимуществом являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.

В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия. Ребенок погружается в мир неизведанного через экран монитора. Рассмотрев условия и орудия труда той или иной профессии, ребенок использует свои знания в самостоятельной деятельности и его сюжетно-ролевая игра становится более насыщенной и продуктивной.

В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору и таким образом не зависеть от внешних факторов, препятствующих образовательному процессу.

Электронные экскурсии в работе со старшими дошкольниками позволяют получать наглядные сведения о местах недоступных для реального посещения, они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Самое главное правило для взрослых : ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Игровая технология строится как целостное образование. В нее включаются последовательно:

• творческая (сюжетно-ролевая, театрализованная, конструирующая) игра;

• дидактическая (игра с предметом, настольно – печатная, словесная)

• подвижная (сюжетная, несюжетная);

народная (индивидуальная, коллективная, бытовая).

Игровые технологии являются фундаментом всего дошкольного образования.

Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда.

В старшем дошкольном возрасте усложняется игровая деятельность. В одно мгновение ребенок может стать шофером, пожарным, врачом.

В работе по ознакомлению детей с профессиями взрослых использовала педагогическую технологию организации сюжетно-ролевых игр. Эта технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Данная технология сочетает элементы игры и обучения. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком:

1. четко поставленной целью обучения;

2. соответствующим цели педагогическим результатом познавательной направленности.

В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В играх на тему “транспорт” совершенствуются знания правил дорожного движения, дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. В своей работе использовала дидактических игры, так как они способствуют усвоению, закреплению у воспитанников знаний, умений, развивают умственные способности. Формируют и углубляют знания о людях разных профессий, развивают речь, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное произношение, развивают связную речь. Например, такие дидактические игры – упражнения «Кому, что нужно для работы? Кто, что делает? Профессии, Что будет, если…» и т. д. С большим удовольствием мои дети знакомились с профессиями взрослых через театрализованную игру, в которой обыгрывали сюжеты из литературных источников. Особую радость доставили детям театрализованные представления, где они являлись и актерами, и зрителями. Такая форма работы позволила задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Так – же воспитанники взаимодействовали с куклами в одежде людей разных профессий. Играя с ними, анализировали и делали выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например: «Зачем строителю каска?», «Зачем шахтеру каска с фонариком?», «Зачем повару фартук и колпак?», «Зачем космонавту скафандр?» и т. д. Особым вниманием пользовались у воспитанников настольно-печатные игры: «Кому что нужно?», «Чего не хватает?», «Вкладыши», где самая простая задача – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задача усложнялась – ребёнок должен был объединить картинки не только по внешним признакам, но и по содержанию. В играх «Что нужно строителю?», «Что есть в магазине?», «Что нужно журналисту?», воспитанники подбирали картинки по общему признаку и устанавливали связь между предметами. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходило через организацию наблюдений и экскурсии. Такие формы работы обеспечили наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний, где они на практике обнаруживали и закрепляли полученные знания, проявляли коммуникативные качества. В процессе наблюдений внимание детей концентрировалось на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно повлияло на поведение детей, их отношение к людям труда. Ещё один неоспоримый плюс – проведение работы по ознакомлению детей с профессиями взрослых в форме наблюдений и экскурсий способствовало взаимодействию с семьями воспитанников. Неслучайно важная роль в процессе ознакомления дошкольников с профессиями и трудом взрослых отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, так как на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного. Одной из форм работы были проведены недели родительских профессий, когда в детский сад приходили родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями, рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное – живое общение с мамой или папой, вызывало неподдельный интерес детей. Совместно с родителями мы оформляли фотовыставки, видео презентации, лэпбуки, видео ролики, фотоальбомы. Привлекали родителей к проектной деятельности. Родители помогали организовывать экскурсии к себе на работу, чтобы помочь детям сформировать чёткое представление о своей профессии. Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальную жизнь.) Метод проектов хорош и тем, что является особым механизмом взаимодействия семьи и детского сада. В моём случае работа над проектами («Строители», «Журналисты») позволила воспитанникам на простых примерах более глубоко овладеть понятиями определенных профессий, увеличить самостоятельную активность, развить творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах и решать проблемные ситуации, создаваемые педагогом. В рамках проектной деятельности использовалась модель трех вопросов:

• Кем работают родители, и что ты знаешь об их профессиях?

• Что нам сделать, чтобы это узнать?

• Как нам рассказать о том, что мы узнаем?

Отвечая на эти вопросы, мы с детьми определяли этапы работы над проектом. Основной этап проекта предполагал проведение итоговых тематических занятий: «Космонавтом стать хочу, Кем быть?». Бесед: «Кто работает в детском саду, «Мир профессий», «Предметы и инструменты, нужные людям разных профессий» и др., дидактических и подвижных игр, знакомство с пословицами и поговорками о труде. Считаю, что цели проектов достигнуты и задачи решены, так как воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности. В процессе работы над изучаемой темой воспитанники принимали участие в разнообразных развлечениях и досугах, где с удовольствием примеряли на себя роль актёра, музыканта, певца, танцора, спортсмена. Много времени было уделено самостоятельной деятельности детей :

• продуктивным видам детской деятельности (оформлению альбомов, КОП профессиональной направленности (изготовлению атрибутов к играм, рисованию, аппликации, конструированию, выполнению коллажей и плакатов);

• выполнению трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого).

В самостоятельной деятельности дети закрепляли и расширяли приобретенные знания о профессиях. В результате проведенной работы воспитанники стали активно проявлять интерес к профессиям своих родственников, гордиться своими родителями, пытаться дать оценку результатам труда взрослых. Дети знают назначение профессиональной техники, инструментов и материалов в трудовой деятельности взрослых. Различают профессии по существенным признакам, называют важные качества представителей разных профессий. Выделяют структуру трудовых процессов, объясняют роль труда в благополучии человека, моделируют в игре отношения между людьми разных профессий, участвуют в посильной трудовой деятельности взрослых, эмоционально-положительно относятся к трудовой деятельности и к труду в целом, демонстрируют осознанный способ безопасного поведения в быту. Эти результаты ориентируют меня на дальнейшее продолжение и развитие деятельности в заданном направлении. Надеюсь, что в результате такой многоплановой работы мои воспитанники в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми и востребованным

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослыхИспользование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослых Основным видом игровой деятельности дошкольника является дидактическая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда.

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых»Фотоотчет «Родительская лаборатория «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых» Цель: Познакомить родителей с одной из форм, совместной деятельности взрослого и ребенка. Вашему вниманию, предоставляю опыт работы с родителями,.

Конспект НОД «Знакомство с театральными профессиями» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Знакомство с театральными профессиями» для детей старшего дошкольного возраста НОД «Знакомство с театральными профессиями»Задачи. Расширять знания детей о театре. Продолжать знакомить дошкольников с театральными профессиями.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 15:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых — одна из важных задач социализации ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Хомонова Вера (УИ 2088492) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД