Елена Олейникова
Ознакомление детей с профессиями родителей как способ формирования позитивных установок к труду
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, а также полноценного развития.
Представление о профессиях позволит детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами своих близких родственников и людей вообще. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость.
Публикация «Ознакомление детей с профессиями родителей как способ формирования позитивных установок к труду» размещена в разделах
Ознакомление дошколят с трудом взрослых необходимо начинать с профессий людей, входящими в ближнее окружение детей. Постепенно переходить от профессий сотрудников дошкольной образовательной организации и родителей к ознакомлению с профессиями абсолютно незнакомых, чужих для ребят людей. В процессе ознакомления, наряду с получением информации о трудовых действиях и орудиях труда, используемых представителями той или иной профессии, необходимо концентрировать внимание дошкольников на самого человека, т. е. уделять особое внимание нравственным, положительным деловым и личностным качествам людей, таким как ответственность, добросовестность, стремление принести пользу людям, тем самым вызывая у детей чувство уважительного отношения к человеку труда, сопереживания, желания трудиться. Также необходимо обращать внимание детей на то, сколько времени и сил затратил человек на достижение результата труда, с какой любовью и творчеством трудился. Это дает возможность дошкольникам понять, то, что к итогам работы взрослых необходимо относиться аккуратно, с уважением.
Необходимо также заострять внимание дошкольников на том, что очень часто результат труда достигается усилием большого количества людей, т. е. является результатом коллективного труда, представителей нескольких профессий. Детям необходимо пояснить, что люди помогают друг другу в труде, аккуратно и старательно выполняют свои обязанности и поручения, так как от трудовой деятельности каждого в отдельности зависит конечный результат.
Для эффективной работы по формированию представлений о людях разных профессий важно сохранить стиль взаимоотношений детей и взрослых, основанный на сотрудничестве, партнерской деятельности взрослого и ребенка. Ребёнок должен быть партнером, как со своим воспитателем, так и со своими родителями, реализуя совместную работу по формированию представлений о людях разных профессий.
Выстраивая систему работы по формированию представлений о людях разных профессий, необходимо выстроить последовательность и постепенность в освоении этапов по ознакомлению детей с профессией. Для начала нужно познакомить детей с термином «профессия». Детям необходимо понять, что профессия – это дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Объяснить детям, что профессии нужно специально обучаться, что у каждой профессии есть свои инструменты. Так, содержание знаний о труде людей какой-либо профессии должно быть следующим:
• название профессии (кто варит обед, кто печет хлеб);
• место работы (где работает повар, врач);
• орудия труда (чем, с помощью чего работает,
• трудовые действия (что делает повар);
• результаты труда (что получается в результате работы повара, строителя);
• польза труда для общества (для кого варит повар обед, строит дом строитель).
При проведении образовательной деятельности с воспитанниками стараемся использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. В своей работе используем традиционные и нетрадиционные формы работы с воспитанниками, включающие в себя словесные, наглядные и практические методы обучения:
Традиционные формы :
• традиционные, комплексные и интегрированные занятия;
• игровая деятельность;
• наблюдения и экскурсии (встречи со специалистами);
• чтение художественной литературы;
• трудовая деятельность;
• экспериментальная деятельность;
• решение проблемных задач и ситуаций;
• развлечения (разгадывание загадок, досуговая деятельность);
• изобразительная деятельность.
Нетрадиционные формы :
• творческое моделирование и проектирование;
• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии;
• виртуальные экскурсии.
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.
Важную роль при ознакомлении дошкольников с профессиями играют дидактические игры. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Наши воспитанники с большим удовольствием играют в лото «Профессии», «Найди отличия», «Кому это принадлежит?» и т. д.
Театрализованная игра - игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника. Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети являются и актерами и зрителями. Такая форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал.
Ознакомление воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проходит через наблюдения и экскурсии. Такие формы работы обеспечивают наибольшую выразительность представлений, максимальную действенность приобретенных воспитанниками знаний, где они на практике проявляют и закрепляют полученные знания, проявляются коммуникативные качества дошкольников. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание воспитанников на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у них правильного отношения к труду. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям труда.
В литературном центре представлены художественные произведения на различные темы. Дети без труда могут взять понравившуюся книгу.
Набор книг постоянно меняется, обеспечивая литературное развитие дошкольников. Имеется достаточное количество предметных картинок.
На тему «Профессии» нами были прочитаны такие произведения, как:
• Г. Сапгир «Садовник»;
• В. Маяковский «Кем быть»;
• К. Чуковский «Айболит»;
• Л. Скребцова «Чудесный парикмахер»;
• А. Барто «Штукатуры».
Одной из нетрадиционных форм при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является виртуальная экскурсия. Совместно с родителями нашей группы мы создали виртуальную экскурсию по сыродельческому цеху молочного комбината нашего города. Дети с большим интересом посетили цех, узнали о секретах производства сыра. Через сеть Интернет совершили виртуальную экскурсию по необычным музеям нашей страны, познакомившись с профессией «экскурсовод» и побывали на станции техобслуживания, где узнали больше о профессии «слесарь по ремонту автомобилей»
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий - это необходимый процесс, который, несомненно, координирует педагог, используя в своей деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников. Организация целенаправленной, системной работы в области ознакомления дошкольников с миром профессий и формирования ценностного отношения к труду представляется актуальным и перспективным направлением научно-педагогического поиска.
Список литературы:
1. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л. В. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
2. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в средней группе детского сада /Дыбина О. В. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. -М. : Просвещение,1974.-192с.
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
5. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- № 10.- с. 56-63.