Виктория Лебедева
Консультация «Ознакомление детей с искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
ульптура – это история народа, воплощенная в камне, металле, мраморе, бронзе: памятники героям Великой Отечественной войны, покорителям космоса, известным деятелям литературы и искусства.
Знакомить детей со скульптурой можно во всех возрастных группах. В младшей и средней это лучше осуществлять путем показа предметов декора-тивно - прикладного искусства и скульптуры малых форм. Старших дошкольников можно знакомить не только со скульптурой малых форм, но и с монументальной и парковой.
Публикация «Консультация „Ознакомление детей с искусством“» размещена в разделах
Знакомство со скульптурой заставляет ребёнка задуматься над судьбой род-ной земли. События прошлого предстают перед ним как истоки настоящего. Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины, в его сознании зреет убеждение : для каждого человека самое дорогое в мире – честь, свобода, независимость, слава Отечества.
Скульптура несёт в себе большие воспитательные возможности. Рассматривая скульптуру, дошкольники под руководством взрослого приходят к выводу о том, каким способом можно добиться при лепке плавности перехода (пластики) : заглаживание стекой, пальцами, мокрой тряпкой или постепенно наращивая объём; как нужно обрабатывать поверхность для получения той или иной фактуры: при помощи стеки, налепов. Скульптура открывает возможности и для обучения композиции. Дети овладевают умением видеть взаимосвязь между предметами и располагать фигуры на постаменте.
Дети знают, что у каждого человека есть родной город, деревня, село, где он родился. Они знакомятся с их названием, достопримечательными местами, памятниками, парками, красивыми зданиями.
Формы ознакомления дошкольников со скульптурой.
Экскурсия
Экскурсии условно можно разделить на следующие виды.
Экскурсия к мемориальному комплексу.
Детям важно показать особенности художественно-эстетического взаимодействия нескольких скульптур, их индивидуальность и общность одновременно.
Экскурсия к культурно-историческому памятнику.
Нужно продумать эту экскурсию так, чтобы детям было познавательно, интересно и не утомительно. В программу экскурсии целесообразно включать анализ не только самого скульптурного произведения, но и среды, в которой находится памятник, поскольку на восприятие памятника она оказывает влияние.
Экскурсия в музей
Музейная экспозиция позволяет не только сравнивать разные по характеру, технике, форме пластические образы, но и сопоставить их с произведениями различных видов изобразительного искусства (живописи, графики). Это помогает детям прочувствовать специфику скульптуры, своеобразие ее выразительных средств.
Виртуальная экскурсия
Не связана с непосредственным созерцанием произведений скульптуры. С ее помощью можно не только познакомить дошкольников с самыми редкими пластическими образами мирового искусства, но и сделать возможным глубокий детальный анализ выразительных средств отдельных произведений и целых скульптурных групп. Виртуальные экскурсии благодаря высокому уровню развития компьютерных технологий позволяют продемонстрировать этапы создания скульптуры, показать наглядно зависимость выразительности пластического образа от выбранного материала. Разнообразие тем, которые можно раскрыть, используя виртуальные экскурсии, делает процесс ознакомления еще насыщеннее с точки зрения познавательного развития детей.
2. Сюжетно-ролевые игры.
“Город мастеров”. Ребенок создает свой пластический образ, который впоследствии должен войти в общую скульптурную композицию.
3. Дидактические игры.
Например: “Подбери формочки” (для детей младшего и среднего дошкольного возраста). Дети должны научиться соотносить рельефные изображения с исходными формами.
“Собери скульптуру” (для детей разных возрастных групп). Цель – научить детей подбирать отдельные элементы скульптуры для создания целостного пластического образа. Игра помогает увидеть за частностями целое.
“Найди детали” (для детей младшего и среднего дошкольного возраста). Дети подбирают недостающие элементы к рельефным изображениям и круглым скульптурным образам.
Игра с карточками:
“Заколдованные фигурки” (для детей разных возрастных групп). В набор входят карточки с изображением пластических образов и карточки с силуэтами этих образов. Детям необходимо соотнести фигурки с силуэтами.
“Скульптурное лото” (для детей разных возрастных групп). Игра позволяет формировать у детей умение классифицировать разные виды скульптуры (по жанрам, стилям, формам и т. д.).
“Угадай материал” (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дошкольники учатся соотносить карточки с изображенными скульптурными образами и карточки, демонстрирующие материал, из которого они выполнены.
“Разложи по домикам” (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дети учатся классифицировать произведения скульптуры по их видам, формам, жанрам.
“В мире техник” (для детей старшего дошкольного возраста). Цель – формирование у детей умения соотносить технику скульптуры с пластическим образом. В этом случае дети закрепляют свои знания о способах создания скульптурных произведений.
4. Игра с игровым полем.
.
Например:“Археологи” (для детей старшего дошкольного возраста). На игровом поле схематично нанесены места археологических раскопок. Чтобы успешно прошла экспедиция и были найдены древние произведения скульптуры, необходимо выполнять различные задания, отвечать на вопросы.
“Скульптура” (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Игра выполнена по типу электронной викторины. В ней несколько наборов карточек с заданиями. Каждая карточка предполагает определенный уровень сложности задания. С помощью проводков и лампочки дети определяют правильность своего ответа.
5. Малоподвижные и подвижные игры.
Например:“Угадайка” (для детей старшего дошкольного возраста). Предполагается игра с мячом, бросая который ведущий загадывает определенное произведение скульптуры, материал или технику, используемую в скульптуре, а ребенок, которому брошен мяч, определяет, относится произносимое ведущим понятие к скульптуре или нет.
“Песочные скульптуры” (для детей разных возрастных групп). Игра организуется в песочницах, где дети создают скульптурную группу, тематика которой определяется ими самостоятельно.
6. Рассматривание альбомов.
По скульптуре, фотоальбомов, содержащих фотографии различных произведений скульптуры на этапе закрепления представлений детей о скульптуре и ее видовом многообразии. Альбомы можно помещать в уголке творчества детей, чтобы дети самостоятельно рассматривали их в свободное время.
Все жанры скульптуры, которые существуют в искусстве, могут быть предметом изучения детьми дошкольного возраста, даже жанр ню. Опасения взрослых, что дети не поймут и что им сложно воспринимать такую скульптуру, на практике не находят подтверждения.
7. Непосредственно-образовательная деятельность.
Задача – дать первоначальное представление о скульптуре как виде искусства, ее разновидностях. На таких занятиях целесообразно рассказать о материалах, инструментах, используемых скульптором, о выразительных возможностях скульптуры.
В ходе этих занятий дошкольники изучают специфику произведений скульптуры.
Эффективность ознакомления дошкольников с произведениями скульптуры зависит от того, насколько разнообразны методы и приемы.
Методические приемы.
Прием пояснения.
Прием сравнения
Прием акцентирования
Прием активизации.
Прием оживления детских эмоций
Прием музыкального сопровождения.
Игровые приемы
Рассматривая скульптуру и постигая ее содержание, дети усваивают или закрепляют знания об окружающем мире. Чаще всего предметом скульптурного изображения является человек, животные, а также неодушевлённые предметы.
Благодаря привычным для дошкольника вещам раскрывается суть пластических образов. Эти предметы скульптуры ребенок может самостоятельно обследовать. Педагог только направляет дошкольника в его познавательно-эстетическом поиске.
ИзображениеИзображениеИзображение