Дарья Овчинникова
Ознакомление детей подготовительной группы с военными профессиями в ходе виртуальной экскурсии
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей подготовительной группы с военными профессиями в ходе виртуальных экскурсий
Овчинникова Дарья Анатольевна,
студент специальности 44.02.01 «Дошкольное образование», Дзержинский педагогический колледж
Темочки:
- Армия. Военные профессии, военная техника
- Виртуальная экскурсия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
Аннотация: польза и эффективность использования виртуальных экскурсий как форм проведения занятий. Особенности экскурсий и основные теоретические требования к каждой части занятия. Теоретические аспекты проведения экскурсий как проблема изучения в течение многих лет учеными.
Ключевые слова: экскурсия, дети, программа, условия, вводная, основная, заключительная часть занятия, предварительная работа.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, область «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа. А область «Социально-коммуникативное развитие» раскрывает задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда.
В то же время примерная образовательная программа «От рождения до школы» в старшем дошкольном возрасте предполагает ознакомление детей с военными профессиями: (Далее – ПОП «От рождения до школы»): необходимо расширять представления детей о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам отечества, рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.
Формирование представлений о разных профессиях, в том числе и военных, у детей дошкольного возраста, в течение многих лет была предметом исследований ученых: И. Д. Власовой, Г. И. Григоренко, Г. И. Жуковской, В. В. Кондратовой, В. Г. Нечаевой, А. Ш. Шахмановой. Они считали, что если ребенка дошкольного возраста ориентировать на явления общественной жизни, включать информацию о людях труда и их трудовой деятельности, то можно создать условия для эффективного формирования знаний о профессиях в сознании ребенка.
Программа рекомендует для ознакомления детей с профессиями во время занятий рассматривать картины, репродукции, но занятия будут эффективнее, если они будут в форме экскурсии: она сочетает в себе рекомендуемые Программой методы и глубже погружает детей в изучение вопроса, потому что на экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой.
Исследования ученых убедительно показывают, что на экскурсиях создаются благоприятные условия для развития детей: Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики проведения экскурсий, считает, что необходимо сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, потому что «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу».
В процессе экскурсии поддерживается мыслительная активность детей: задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в играх и т. д. ; в конце экскурсии подводятся итоги – что нового узнали и интересного, что вспомнили. В послеэкскурсионной работе воспитателю необходимо систематизировать у детей полученные знания, уточнить их, найти отражение темы экскурсии в других видах деятельности (оформление материалов виртуальной экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы).
В литературе выделяют формы проведения экскурсии (Фото – путешествия: мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoin; Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т. д.); Интерактивное общение с помощью программы Skype (скайп).
На подготовительном этапе производится:
-Выбор темы, определение цели и задач экскурсии;
- Выбор литературы и активное проведение заранее запланированной предварительной работы с детьми и с родителями;
- На основе анализа знаний детей (и пожеланий родителей) приступить к подробному изучению экскурсионных объекты, составить «маршрут» экскурсии на основе видеоряда, определить технику ведения виртуальной экскурсии и подготовить к ней текст. Сопровождающий комментарий (текст) может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода";
На основном этапе:
- Погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности через создание проблемных игровых познавательных ситуаций или сюрпризный момент);
- Проведение экскурсии;
- Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
На заключительном этапе:
- Закончить итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщить и систематизировать увиденное и услышанное во время виртуальной экскурсии;
- Попросить детей поделиться впечатлениями;
- Провести, основываясь на впечатлениях детей развернутую рефлексию;
Список литературы:
1. Бузинова, С. А. Методика организации и проведения экскурсий в старшем дошкольном возрасте / С. А. Бузинова. – Текст : электронный // pedologiya.ru : [сайт]. – 2017. – 21 дек. – URL: https://pedologiya.ru/servisy/publik/publ.php?id=3122 (дата обращения: 14.02.22).
2. Власова, И. Д Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста / И. Д. Власова. Текст : электронный // cyberleninka.ru – [сайт]. – 2022. – 17 июля. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-forma-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения : 03.11.22).
3. Кирюханцев, К. А. Экскурсия – важная форма организации обучения детей дошкольного возраста в детском саду / К. А. Кирюханцев. – Текст : электронный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета : cyberleninka.ru [сайт]. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-vazhnaya-forma-organizatsii-obucheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-detskom-sadu/viewer (дата обращения: 21.01.22).
4. Основная образовательная программа «От рождения до школы» : Инновационная программа дошкольного образования. / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. — Издание пятое (инновационное, испр. и доп. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — С. 336. - ISBN 978–5-4315-1576-7. – Текст : непосредственный
5. Тимофеева, Н. В. Занятие в детском саду : методические рекомендации / Н. В. Тимофеева, Ю. В. Зотова – Волгоград : Учитель, 2009. – 131 с. – ISBN 978-5-91651-004-1. – Текст : непосредственный
6. Тихеева, Е. И. Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством краеведческого материала / Е. И. Тихеева. – Текст : электронный // studbooks.net [сайт]. – 2022 – URL: https://studbooks.net/1276650/pedagogika/ispolzovanie_ekskursiy_sredstva_formirovaniya_nravstvennyh_tsennostnyh_orientatsiy_starshih_doshkolnikov (дата обращения : 07.02.22).