Павлова Василиса Васильевна
Ознакомление дошкольников с художественной литературой как средство формирования грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослые легко устанавливают эмоциональный контакт с детьми дошкольного возраста, что способствует раскрытию общения и дает возможность проследить правильность использования детьми разнообразных морфологических, синтаксических форм и словообразования.
В младшем дошкольном возрасте дети учатся слушать произведения разных жанров, следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.
Первое ознакомление детей с произведениями литературы происходит через чтение малых фольклорных жанров: потешки, прибаутки, загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки. Небольшие по содержанию произведения обогащают словарь дошкольников, дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие речевые формулы, как «петушок – золотой гребешок», «коза-дереза» и др.
Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичность, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл произведения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма.
Произведения литературы и фольклора воспитывают у начинающих читателей чувство эмпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Познание ребенком окружающего мира через слушание произведений художественной литературы способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные таким образом связи грамматически оформляются и отражаются в речи ребёнка младшего дошкольного возраста. Благодаря использованию в процессе образовательной деятельности и вне её чтения произведений литературы и фольклора происходит увеличение числа предлогов и наречий, употребление сложноподчиненных предложений, овладение словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.
Методические приемы формирования грамматически правильной речи в условиях чтения литературных произведений и фольклора достаточно разнообразны, они определяются содержанием образовательной деятельности, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом.
При работе с художественными произведениями и фольклором в младшем дошкольном возрасте могут использоваться разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов, пересказ коротких рассказов и сказок.
Пересказ после прослушивания произведений – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Образовательная деятельность по обучению детей пересказу обогащает язык, развивает последовательность и логичность мышления и речи.
Существуют разнообразные методы и приемы формирования грамматической стороны речи детей через ознакомление их с произведениями литературы и фольклором. Перечислим некоторые из них:
1. Непосредственно чтение текстов художественных произведений.
2. Рассматривание иллюстраций по прочитанному.
3. Беседы.
4. Обсуждение прочитанного текста.
5. Просмотр мультфильмов на сюжеты литературных произведений.
6. Разыгрывание мини-спектаклей.
Существенное значение имеет грамотная, образная речь взрослых (родителей и педагогов). При создании какой-либо речевой ситуации важна установка на развитие ребенка, что предполагает организацию окружающего пространства. Перед прослушиванием текста художественного произведения необходимо готовить детей внутренне и психологически к последующей деятельности, т. е. к обсуждению прочитанного, хотя такая готовность может и не осознаваться самим ребенком.
Художественный текст должен подбираться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольника. Знакомство с литературным текстом происходит на слух, поэтому особое внимание важно уделять умению педагога выразительно читать текст, делать логические ударения, соблюдать необходимые паузы, а также подбирать красочные иллюстрации, которые помогли бы воспринимать текст.
Основная задача педагога при формировании грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста через чтение произведений литературы и фольклора – вызвать у маленьких читателей желание поговорить о художественном произведении, обсудить прочитанное.
Таким образом, формированию грамматически правильной речи у детей способствует чтение произведений художественной литературы. Через чтение произведений литературы дети узнают много новых слов, у детей формируется звуковая культура речи, монологическая и диалогическая речь. Литература помогает детям выражать свои мысли, отношение к прочитанному. Важно предлагать младшим дошкольникам те задания, которые будут им интересны по форме предъявления, содержанию, особенные по своей интеллектуальной красоте способы и методы решения разнообразных задач.
Благодаря использованию в процессе образовательной деятельности и вне ее чтения произведений литературы и фольклора, происходит увеличение числа предлогов и наречий, употребление сложноподчиненных предложений, овладение словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами.