Татьяна Ливеренко
Оздоровление детей сельских детских садов посредством туризма. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровление детей сельских детских садов посредством туризма. Из опыта работы
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал, -
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
К. Симонов
В детском саду № 4 ст. Должанская на протяжении ряда лет ведется планомерная работа по приобщению детей к туризму.
Ведь туризм – это важнейшая форма экологического воспитания детей.
Публикация «Оздоровление детей сельских детских садов посредством туризма, Из опыта работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
В нашем коллективе работают люди увлеченные походами, экскурсиями. Энтузиазм путешествий охватил буквально всех. Изучив особенности природного ландшафта, мы поняли, что Должанская – уникальный природный комплекс.
Коса Долгая – это слияние Таганрогского залива и Азовского моря, это 22 км прекрасных золотых, песчаных, ракушечных пляжей, теплого, мелководного лазуревого моря.
Еще одной достопримечатель-ностью является наличие на прибрежной зоне хвойного леса. Ароматы и фитонциды канадской сосны, смешиваясь с морским воздухом, создают уникальный микроклимат с потрясающим оздоровитель-ным эффектом.
А бескрайние золотые просторы степей, которые разносятся запахами первого сена; полей, усеянных россыпью пшеницы, и когда зерно со
звоном раскалывается пополам, полевые дали оглашаются рокотом моторов - разве можно пройти мимо пшеничного поля?
Мы поняли, что работа в этом направлении очень многогранна и разносторонняя по содержанию: это привитие любви к местам, где родился, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание преумножать и сохранять богатства природы.
Можно изучать историю родного края по иллюстрациям, энциклопедиям, видеофильмам, а можно ввести ребят в удивительный мир леса, моря, поля и сказать: «Вот он! Посмотри как, он красив и неповторим. Я помогу тебе раскрыть его секреты, научу жить так, чтобы не причинять ему вреда.
Мы пошли по второму пути и наметили работу по блокам.
1 блок – мониторинг семей, увлеченных туризмом.
2 блок – создание клуба «Бывалый турист».
3 блок – преемственность со спортивно -туристический цент «Меотида»,
4 блок – турпоходы по знаменательным местам ст. Должанской.
Проведя мониторинг семей, мы выяснили, что в детском саду существует две семьи - династии.
Семья Фисун О. В. - мама- воспитатель детского сада, дочь – выпускница детского сада, сын – наш воспитанник – в течение ряда лет путешествуют по горной местности Краснодарского края.
Семья Вечерко В. Г. – мама – инструктор по физической культуре МДОУ, сыновья, также выпускники детского сада до сих пор увлекаются речным экстремальным туризмом. Ведь того, кто хоть раз побывал в походе, обязательно снова позовут тропы.
Собрав единомышленников, был создан клуб «Бывалого туриста». В него вошли : воспитатели, семьи – династии, выпускники детского сада, наши воспитанники старшего возраста.
Первостепенной задачей клуба было обеспечение обновления содержания экокраеведческой работы с дошкольниками, оздоровление детей, создание психоэмоционального положи-тельного настроения.
Основные формы клубной работы – беседы, просмотр фотоматериала, видеофильмов, снятых во время путешествия, слайдов, изготовление макетов, поделок из собранного материала, определение дальнейшего маршрута. На заседаниях клуба участники делились своими впечатлениями об увиденном. Дети с восхищением рассматривали фотографии, имели возможность потрогать настоящие горные породы, принять участие в изготовлении выставок - коллекций.
Чтобы познакомить детей со снаряжением туриста, были организованы встречи в спортивно- туристическом центре «Меотида».
Члены клуба передавали свой опыт в подготовке к турпоходу, готовили детей к трудностям, которые могут встретиться на маршруте, прививали чувство коллек-тивизма и ответственности друг за друга.
Полученные знания закре-пили в дидактической игре «Соберись в поход».
И вот настал тот момент, когда полученные знания, умения, навыки можно применить на практике.
Предварительно, вместе с ребятами обсуждается маршрут похода,
соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать самые интересные объекты нашей станицы, определяются цели и задачи, выбирается место привала со спокойным отдыхом, а также с подвижными играми и играми – соревнованиями.
План турпоходов на год был реализован. Мы побывали:
- у моря - в поле
- на конеферме - в лесу
- на лугу.
Ярким показателем здорового образа жизни стало проведение велосипедного похода.
С какой радостью дети готовились к этому мероприятию, тщательно осматривали велосипед, ответственно подходили к сбору рюкзака.
Каждый такой поход дает возможность проложить тропинку в большой мир туризма, обогатить новыми впечатлениями, укрепить физические силы.
В заключении хочется отметить, что проводимая работа дает положительные результаты.
Нам удалось снизить заболеваемость детей до 6 дней, у родителей выработалась осознанная позиция в вопросах оздоровления детей средствами туризма, а также созданный радостный эмоциональный фон и впечатления остались надолго с ребятами.
Но останавливаться на достигнутом рано. В связи с этим намечен план дальнейшей работы в этом направлении.
Весь наш коллектив уже сейчас готовится к проведению весеннего турслета совместно с МОУ СОШ № 26 и МДОУ ДС КВ № 12, а также мы мечтаем снять короткометражный фильм «Мы идем по свету».
Перспективный план реализации программы
«Волшебный мир общения с природой»
месяц Мероприятия задачи
сентябрь Семинар «Ознакомление с программой Т. П. Завьяловой «Туристята»
Организация клуба «Бывалый турист» Знакомство с планом работы на год, разработка инструкций по организации и проведению походов; разработка планов – маршрутов; организация совместных походов с родителями, СОШ № 26, МДОУ ДС КВ № 12; привлечение любителей турпоходов в клуб и т. д.
октябрь Экскурсия в спортивно-туристический центр
«Меотида» Знакомство с членами центра, с туристическим снаряжением
Велосипедный турпоход с родителями в осенний лес Воспитание уважительного отношения к природе, формирование умения наблюдать за природными объектами
ноябрь Турпоход на конеферму
Фотовыставка «Лошадь – наш верный друг» Уточнять и расширять знания детей о лошадях, о профессии конюха, прививать любовь к животным
Выпуск журнала «Туристические наблюдения» Познакомить родителей с содержанием работы, с впечатлениями, знаниями детей; приобщение родителей к туризму
декабрь Расширенный педсовет «Формирование здорового образа жизни средствами туризма и спорта» Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, использование разнообразных форм оздоровления детей, создание комплексной системы использования туризма, с целью оздоровления.
Анкетирование среди родителей «Мое отношение к туризму»
Подготовка брошюр «Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю!» Анализ семей, готовых быть активными участниками турпоходов
Просветработа родителей
январь Поход в зимний лес Улучшение физического состояния ребенка, развитие познавательного интереса к миру природы, умение видеть красоту зимнего леса; обогащать эстетические впечатления детей.
Конкурс рисунков и поделок из природного материала «Зимние чудеса» Закрепить видения зимней природы в рисунках; развивать творческое воображение.
Февраль Интегрированное занятие «Школа юного туриста» Закрепить правила поведения в природе, формировать умение и желание сохранять природу и оказывать ей помощь.
Консультация для родителей «Как собрать ребенка в поход» Познакомить родителей с экипировкой, необходимой для похода.
Март Работа с картой - схемой Учить детей определять по схеме место нахождения
Выпуск журнала «Тропа зовет» Просветработа родителей
Апрель Экскурсия на Косу Долгую Вызвать у детей интерес к загадкам природы, учить замечать изменения в природе с приходом весны.
Выставка- коллекция «Загадочный мир» Учить находить интересное в мире природы, развивать творческое воображение
Май Турслет Формирование системы экологических знаний доступных пониманию ребенка – дошкольника,
Турпоход в поле Знакомство с трудом хлебороба, с полевым транспортом (трактор, комбайн, формирование ценностных установок, основ для взаимосвязи – человек и природа.
Турпоход на луг Учить видеть красоту цветущего весеннего луга, воспитывать гуманное отношение к полевым растениям и животным.
\
Комплекс дидактических приемов,
используемых в работе с целью диагностики
№ Мероприятия Цель
1 Дидактические и подвижные игры Диагностика усвоения материала по теме
«Живая и неживая природа»
2 Сочинение сказок Закрепление пройденного материала, умение сочинить сказку на основе имеющихся знаний
3 Рассказы с ошибками Развивать внимание детей, умение объяснять свою точку зрения
4 Рассказы с вопросами Учить детей отвечать на вопросы с опорой на имеющиеся знания
5 Рисунки с однозначным значением, творческие рисунки Формировать способность выражать чувства через изобразительное искусство
6 Литература Развивать образное мышление, определить уровень усвоения знаний
7 Создание проблемных ситуаций Создание проблемной ситуации, формировать умение найти правильное решение