Надежда Борисова
Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – единственная и самая любимая деятельность ребенка. Игра позволяет удовлетворить потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получения новых ощущений, самоуверенности. В игре у детей проявляется инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников.
Оздоровительно развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя доступный оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры дополнительную обучающую ситуацию и помогают детям освоить те или иные виды действий, которые с трудом осваивались на занятиях., на занятиях ЛФК.
Публикация «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников» размещена в разделах
Оздоровительно-развивающие игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки.
Оздоровительно-развивающие игры делятся на три группы: соревновательные, кооперативные и несоревновательные.
Соревновательные игры (СИ) связаны с соревнованием, состязанием.
Цель – выявить победителя в индивидуальных или командных соревнованиях. В этих играх следует поощрять разнообразные достижения участников игр-эстафет, связанные: с их физической подготовленностью; с сохранением навыков, выработанных на занятиях, с достижениями в отдельном виде соревнования. Поощряется точное выполнение правил и соблюдение принципов честной игры в действиях. Победитель должен знать что он смог победить не только потому, что он самый ловкий, сильный, выносливый, но и потому, что были другие, которые проиграли. А проигравший доложен знать, что тот, кто учиться проигрывать, - побеждает.
Кооперативные игры (КИ) – игры сотрудничества, в которых может условно присутствовать командное соперничество. При проведении таких игр учитываются не личные достижения, а командные или достижения всех участников, объединенные в единую команду.
Цель – взаимодействие всех участников в достижении общего результата или определение лучшего показателя (время, дистанция) всех игроков (например, перед детьми, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе).
Кооперативные исповедуют сотрудничество и сопереживание, сплачивают детей, любой детский коллектив духом сотрудничества. Игры дают возможность для роста самооценки, успеха, просто общего веселья. Они носят название «совместные игры», «игры друг с другом – друг против друга», «творческие игры», «игры доверия», «новые игры».
Основные принципы, на которых строятся кооперативные игры :
- все побеждают, и никто не проигрывает;
- играя помогают друг другу в достижении общей цели;
- все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться:
- участники никогда не исключаются из игры;
- в игре принимают участие все желающие с разным уровнем состояния здоровья (дети всех групп здоровья).
Кооперативные игры направлены на развитие двигательной сферы детей.
Несоревновательные игры (НИ) – игры в которых отсутствует разделение участников на команды. В этих играх поощряются рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор, что ориентирует детей на сотрудничество, исключает проявление агрессивности. Дети получают большое удовлетворение от этих игр.
Цель – получить удовольствие от самого процесса игры. В играх могут участвовать дети с разным уровнем физического развития.
Оздоровительно – развивающие игры можно проводить как целое занятие, как часть занятия.
Оздоровительно-развивающие игры способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, развитию уверенности детей в собственных сила, формируются и развиваются такие психические качества как эмоции, чувства, воображение, память, интеллект и др. Главное, что дети получают уверенность в своих силах, бодрое и жизнерадостное настроение.
Существует несколько видов оздоровительно-развивающих игр для детей с различной физической нагрузкой: игры, которые нравятся дошкольникам, оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии, нарушении осанки, часто болеющих детей и т. д.
Предлагаю игру:
Оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии.
Цель – закреплять навыки правильной установки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных и. п. Укреплять мышцы пальцев стопы и голеностопного сустава.
Дружные пальчики.
Соревновательная игра.
Цель. Быстро переложить карандаши в обруч.
Инвентарь. Карандаши и обруч.
Содержание игры.
Участники делятся на две команды. Для каждой команды 2-3 обруча. Вокруг обруча располагаются четыре участника. Перед обручами на расстоянии 1-2м разложены 4 лоточка с 10 карандашами. По сигналу педагога игроки берут пальцами спот каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Заполнив обруч карандашами, дети поднимают руку.
Выигрывает команда, игроки которой первыми завершают перенос карандашей. (индивидуальный вариант игры : все дети сидят на стульях, перед каждым лоточек, справа и слава от которого лежат по 8-10 карандашей. По сигналу надо быстро переложить карандаши каждой ногой в лоток. Учитывается как общее время, так и время выполнения работы каждой ногой. Побеждает ребенок, который затратил меньше времени).
Кооперативная игра.
Цель. Быстро переложить карандаши совместными действиями.
Инвентарь. Деревянные карандаши.
Содержание игры. Все дети делятся на две пары. Игроки каждой пары сидят напротив друг друга, между ними лоток, справа и слева от которого расположены по 6-8 палочек. По сигналу ведущего надо одновременно (двумя стопами каждого из игроков паре) взять палочку слева или справа и перенести ее в лоток. Если пара быстро справляется с заданием, они помогают соседям. Игра заканчивается, когда все палочки положены в лотки.
Несоревновательная игра.
Цель. Удержать и не потерять шарф.
Инвентарь Шарф.
Содержание. Участники парами, держась за руки, выстраиваются перед извилистой дорожкой, созданной из прямоугольных модулей. У детей, стоящих справа по направлению движения, в правой руке и пальцах стопы длинный шарф, то же у детей, стоящих слева. По сигналу дети идут по канатному мосту над пропастью, а для того чтобы не упасть, помогают и поддерживают друг друга. Идти надо медленно, не выпуская шарф из пальцев стопы. Спустившись с моста, скручивают его соответственно в правую и левую стороны. В результате, когда последний участник проходит над пропастью, дети образуют два больших круга. Игра способствует развитию заботы о другом человеке.