Елена Марфина
Консультация «Оздоровительная работа в ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Оздоровительная работа в ДОУ. воспитатель Марфина Елена Анатольевна
Оздоровительная работа в ДОУ
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само пол себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Публикация «Консультация „Оздоровительная работа в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Это привело меня к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере физического воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и личной гигиены, в воспитании чувства бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Поэтому перед собой поставила следующие задачи:
• Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.
• Формировать ценность здорового образа жизни, осознание значения правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Для реализации этих задач в этом учебном году продолжаю создавать условия для охраны жизни и укрепления здоровья детей.
Успешное решение возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание и движение.
Работу в детском саду строю по нескольким направлениям:
• Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
• Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками
• Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определенные условия.
В группе создала уголок физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным оборудованием. Все это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», гимнастическими стенками, беговой дорожкой.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
• Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
• В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
• В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.
Поэтому мы используем разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
• Занятия по традиционной схеме
• Занятия - игровые, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
• Занятия – тренировки в основных видах движений и на закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр
• Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
• Занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
• Сюжетно-игровые занятия, дающие более эмоциональные впечатления.
• Занятия - ОБЖ, где детей обучают правилам поведения на дорогах, дают представление о здоровом образе жизни («Разговор о правильном питании»; «Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»; «Формирование представлений о том что полезно и что вредно для организма»; «Знания и умение действовать в опасных жизненных ситуациях»)
На физкультурных занятиях присутствует медсестра, которая ведет контроль за правильностью распределения нагрузки.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Поэтому подбираю упражнения и занятия по различным видам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
• подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
• оборудование физкультурного уголка;
• организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
• оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и медицинской сестры являются:
1. Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
3. Профилактика заболеваний.
4. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
В систему оздоровительной работы, проводимой в детском саду, включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, фитобар.
Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности : утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
Профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний проводит и медицинская сестра детского сада. Сюда входит: контроль за чистотой, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп.
Кроме этого ещё проводят в осенне - зимний период :
• вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой и закладывание мази (оксолиновой) в нос;
• витаминизация;
• полоскание рта и горла настоем трав (ромашка, шалфей)
• дыхательная гимнастика.
• Закаливающие процедуры:
утренняя гимнастика, физкультурные занятия
прогулки на свежем воздухе (-20)
хождение по группе босиком (солевые дорожки)
Такие же мероприятия проводятся и в весенне - летний период, только закаливающие процедуры:
• ежедневные прогулки на свежем воздухе
• воздушно-солнечные ванны
• хождение босиком по песку.
Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного аппарата и т. д. Но помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с родителями. Для этого мы используем следующие методы работы : анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам физического воспитания детей); индивидуальные беседы, консультации. Открытые мероприятия, совместные мероприятия с родителями.
В начале оздоровительного периода провожу беседы с родителями, которые позволяют выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям. Что способствует к повышению уровня знаний и интереса родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
В процессе нашей деятельности я пришла к следующим выводам. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в нашем детском саду, мы воспитываем в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Наши выпускники активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Обладают всеми качествами гармонически развитой личности.