Аноним
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы Коченевской О. М.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе.
По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым “критическим” периодам в жизни ребенка, решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Публикация «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Что может быть объективнее статистики? А она год за годом посылает нам лишь неутешительные сигналы.
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, показали, что за последние 10 лет количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в здоровье, снизилось в 3 раза. Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи и органов пищеварения. 70% детей страдают кариесом зубов. Чрезвычайно высока распространенность морфофункциональных отклонений (до 75%). Среди них ведущими являются нарушения сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Наш детский сад в этом не является исключением.
Одно из первых мест среди хронических заболеваний воспитанников занимают нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие, которые оказывают негативное влияние на ведущие физиологические системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, центральную нервную) и показатели здоровья вообще.
Это и определило необходимость поиска эффективного пути и коррекции в условиях нашего сада.
С этой целью, совместными усилиями старшей медсестры и мною разработан механизм комплексной реабилитации детей в подготовительной группе дошкольного возраста (моей группе).
Основными составляющими принципами данного механизма стали:
Принцип мониторинга
Принцип коррекции.
Принцип контроля.
Принцип профилактики.
Принцип среды.
Принцип сотрудничества.
Принцип мониторинга позволил создать представления о состоянии здоровья детей.
В этой связи в начале учебного года нами были проведены:
• Опрос родителей о состоянии здоровья ребенка.
• Наружный осмотр (соматоскопия).
• Антропометрия.
• Тестирование физической подготовленности.
Что помогло дать объективную оценку текущему состоянию здоровья каждого ребёнка моей группы.
Результаты проведённого обследования были занесены в диагностическую карту каждого ребёнка, где отмечено:
Группа здоровья.
Уровень двигательной активности.
Имеющиеся хронические заболевания или отклонения в физическом развитии.
Данные, полученные в ходе решения задач мониторинга, позволили выделить две группы детей :
• Первая группа детей не имеющая отклонений в состоянии здоровья, составляет 74 % от общего числа.
• Вторая группа детей с отклонениями в состоянии здоровья (Ч. Б. Д., вазомоторный ринит, ОРВИ, пиелонефрит, плоскостопие, нарушение осанки, дефицит массы, гиперактивность) составляет 26 % от общего числа.
На основе этого была спланирована работа.
Цель её – осуществление профилактики и коррекции имеющихся отклонений в физическом состоянии детей средствами физического воспитания.
На этой стадии был разработан план физкультурных занятий в спортивно- оздоровительном кружке на учебный год, в котором учитываются программные задачи.
Далее были определены технологии работы и средства развития основных физических качеств.
И вот тут я подумала: “А почему бы мне не использовать каждый режимный момент в течение дня для двигательной активности? Именно движение несёт жизненную силу и заряд бодрости”.
Это побудило меня продумать дифференцированный режим дня на осенне-зимний период.
Где же ещё можно использовать развивающие формы оздоровительной работы.
Конечно на утренней гимнастике!
Всем известно, что именно утренняя гимнастика помогает человеку улучшить своё физическое состояние и улучшит эмоциональный настрой на весь день.
И так, результаты мониторинга определяют слабые места в развитии детей моей группы :
осанка
плоскостопие
дыхание
мелкая моторика
И я решила использовать упражнение на коррекцию вышеназванных отклонении.
Упражнение для верхних дыхательных путей.
Цель: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательный упражнений.
Дыхание и осанка.
Хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание – залог прочного здоровья. Основные пути, ведущие к развитию полноценного дыхания, по мнению Е. А. Аркина, следующее:
• Упражнение в беге.
• Гимнастика дыхательных мышц
• Приучение к правильному дыханию
• Правильная постановка пения
Все это я использовала в работе с детьми.
Кроме того, использовала технику дыхания по Стрельниковой. Каждое занятие заканчивалось 2-3 упражнениями на дыхание, чтобы выполнить «Стрельниковскую сотню».
Профилактика плоскостопия и нарушение осанки.
Цель: укреплять физическое здоровье детей.
Чтобы детям было интересней, и они могли быстрее осознать значимость предлагаемой физкультурной работы, я использовала игровые моменты:
Ролевая игра
Сделай по-другому
Двигательные образы
Придумай движения сам
Для большей плотности применяла “дорожку здоровья” – хождение по шнуру, по ребристой доске, “полосу препятствий” – прыжки через кубики, подлезание под дугу и т. п. Широко использую пальчиковую гимнастику в заключении.
Использование принципа контроля предусматривается через 6-7 месяцев, после начала запланированной работы.
Цель - контроль за текущим состоянием опорно-двигательного аппарата по показателям педагогического тестирования (уровня силовых способностей мышц туловища и стопы, гибкости позвоночного столба и данным соматоскопии, которые позволяют отследить изменения в состоянии опорно-двигательного аппарата в результате воздействия принципа коррекции).
Согласно данным педагогического тестирования детей, проведенного в мае месяце 2008 года было отмечено:
- количество детей, состоящих на Д-учёте, осталось на прежнем уровне;
- повысился уровень физического развития (увеличились показатели силы кистей рук, силовой выносливости спины и брюшного пресса, улучшились такие качества как гибкость позвоночника и функция равновесия).
- Улучшился ряд антропометрических показателей (увеличился вес, рост стоя).
А самое главное, что занятия в кружке дали нашим детям уверенность в своих силах и возможностях, помогли стать доброжелательными, радостными, счастливыми, более открытыми людям и окружающему миру. Ведь суть лечебной педагогики все-таки определяется отношением ребенка к своему здоровью, верой в то, что он здоров и совершенен.
Реализация “принципа сотрудничества» - знакомство семей воспитанников с основным содержанием, методами и приемами коррекционной работы, обучение конкретным приемам и методам оздоровления - занимает важное место в структуре механизма профилактики и коррекции отклонений физического здоровья ребёнка.
Для реализации “принципа сотрудничества” использовала:
анкетирование родителей,
проведение дней открытых дверей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале,
обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (тренинг “Правильная осанка – это здорово»,
создание текстовой информации (бюллетень “Причины возникновения осанки и сколиоза”, консультация “Условия и особенности развития роста детей”, “Профилактика и коррекция плоскостопия у детей».)
Таким образом, применение разработанного механизма позволило :
улучшить состояние здоровья детей в целом;
выстроить оздоровительную деятельность на основе тщательного изучения детского контингента;
освоить современные подходы к организации оздоровительной деятельности;
рефлексировать и осмыслить собственный опыт оздоровления детей.
Ко всему сказанному хочется добавить, что с детьми, занимающимися в спортивно - оздоровительном кружке, были подготовлены выступления к спортивным развлечениям и праздникам, где дети показали высокий уровень спортивной подготовки :
1. Девочки: гимнастический этюд с обручами и скакалками «Все сбывается на свете»;
2. Танцевальный номер «Губки бантиком»;
3. Мальчики и девочки: спортивный танец, с элементами гимнастики и акробатики «Богатырская сила».
Прилагаю несколько конспектов проведения открытых мероприятий.
В новом учебном году я начала работу с детьми 1-ой младшей группы. Планирую продолжить (учитывая свой опыт) работу по физическому развитию детей, использовать нетрадиционные методы закаливания и оздоровления. Хочется осуществить программу «Пульсирующего закаливания», которую я уже давно продумываю. Сейчас, с детьми 2-3 лет начала применять «контрастные ванночки» для укрепления детского организма и улучшения их эмоционального настроения. Когда видишь результаты своего труда, хочется работать, работать лучше!
Список вспомогательной литературы:
В. Г. Алямовская «Современные подходы
к оздоровлению детей в дошкольном
образовательном учреждении»
Л. А. Вовк «Дышите на здоровье»
В. Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика»
Журналы «Дошкольное воспитание» И. В. Чупаха «Здоровьесберегающие технологии»