Кожемякина Татьяна
Овладение моторными навыками как один из основных критериев развития дошкольников раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение моторными навыками как один из основных критериев развития дошкольников раннего возраста.
Одним из целевых ориентиров предполагающих формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, есть хорошо развитая крупная и мелкая моторика, подвижность, выносливость, овладение основными видами движений. Раннее детство играет огромную роль, в последующем развитии ребенка, однако реализовать огромные резервы этого периода не всегда получается.
Публикация «Овладение моторными навыками как один из основных критериев развития дошкольников раннего возраста» размещена в разделах
Овладение моторными навыками, в первые три года жизни является важным критерием психического развития детей. Уровень развития крупной и мелкой моторик, освоение сложных моторных навыков и навыков самообслуживания показывают уровень зрелости нервной системы, а также позволяет прогнозировать дальнейшее развитие ребенка. Мы можем наблюдать как большинство детей третьего года жизни, впервые попав в детский сад, не способны самостоятельно передвигаться по лестнице, не умеют самостоятельно есть, не могут надеть одежду, раздеться. Однако они без труда разбираются в сенсорных кнопках телефона или планшета. Причиной этого являются желание родителей сделать все за малыша (гиперопека) и неверное понимание «ускоренного развития» (интеллектуальная перегруженность). Безусловно родители нуждаются в компетентной помощи.
В нашем детском саду педагоги оказывают квалифицированную помощь семье в развитии индивидуальности ребенка. Полноценное нервно-психическое развитие в раннем детстве невозможно без достаточного количества движений. Развитием моторики у малышей мы решили заняться более тщательно. Для этого был разработан и внедрен целый комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий:
оптимальные санитарно-гигиенические условия внешней среды;
рациональный режим дня (гибкий в период адаптации);
ежедневное соблюдение режима прогулки (не менее 3 часов в день);
сбалансированное четырехразовое питание;
сон с доступом свежего воздуха (не менее 2,5 часов);
система закаливания (босохождение; сквозное проветривание; рациональное сочетание одежды детей с температурой воздуха).
Двигательный режим;
самостоятельная двигательная деятельность детей;
НОД в области физической культуры (в физкультурном зале, на воздухе;
гимнастики: «Веселые ладошки», «Утренние забавы» и другие;
физкультурные досуги и оздоровительные праздники «Всей семьей». Недели здоровья и другие;
профилактические мероприятия;
утренний прием детей на свежем воздухе;
дорожка здоровья после сна;
оздоровительная ходьба и бег на свежем воздухе.
Однако, в период раннего детства ребенок имеет ряд психофизических особенностей. Итенсивно увеличиваются рост и масса ребенка, активно развиваются все психические процессы, двигательные навыки усложняются, приобретают большое разнообразие. Приобретаемые умения и навыки характеризуются неустойчивостью, поэтому требуют многократного повторения. Малышу присуща психическая и физическая лабильность, легкая возбудимость и быстрая утомляемость. Поведение ситуативно, в значительной степени зависит от физического и эмоционального состояния. Малыш испытывает высокую потребность в движении и сенсорных раздражителях, и еще в большей степени в эмоционально-деловом общении со взрослыми.
Исходя из выше изложенного и беря во внимание, что малыши очень разные – одни застенчивые и замкнутые, другие, наоборот, возбужденные, нетерпеливые, при выполнении движений мы используем звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. А чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь – движения становятся точными, координированными. Например, упражнение – движение по кругу с использованием музыкального сопровождения. Словесная инструкция: «Дети, идем по кругу, друг за другом, взявшись за руки». Те воспитатели, которые работали в раннем возрасте, понимают какие сложные моторные действия нужно совершить малышам – идти друг за другом, удерживая дистанцию. При этом держать двух «друзей» за руки.
Выполнение такого упражнения требует большой подготовительной работы. Мы учим детей двигаться друг за другом без рук, не перегоняя, не наталкиваясь, используем четкую речевую инструкцию, музыкальное сопровождение. Затем соединяем цепочкой руки, максимально «растянув» их. Со звуковым стимулом типа «Раз», «Оп», «Скок», прыжком поворачиваемся друг за другом. И вот только тогда начинаем движение по кругу. Получится не с первого раза, но как мы уже отмечали выше, этот возраст требует многократных повторений.
В психомоторном воспитании необходимо уделять внимание всем его компонентам: развитию мелкой моторики рук, ступней, лица; овладению крупной моторикой – сложными движениями; формированию навыков самообслуживания.
Рассмотрим педагогические средства, при помощи которых мы осуществляем это воспитание: продуктивная деятельность, режимные моменты (одевание, прием пищи, НОД (в области физической культуры, по развитию речи, сенсомоторные и дидактические игры, физкультминутки, разные виды гимнастик. Непосредственно для развития крупной моторики используем самостоятельную детскую деятельность, игру с использованием больших игрушек (машин, велосипедов) Формирование навыков самообслуживания – это не только подготовка малыша к дальнейшим возрастным этапам и жизни в мире людей, но и забота о развитие и координации движений всех групп мышц. Закрепление имеющихся навыков, усвоение новых – более сложных движений, моторных умений, прежде всего, стимулирует развитие центральной нервной системы. Помимо этого, нормальное овладение ребенком навыками самообслуживания, соответствующее возрасту, делает его более самостоятельным, подготавливает к переходу на новый возрастной этап и значительно смягчает симптоматику кризиса 3-х лет.
Список литературы
Авдеева И. С., Борисенко М. Г., Лукина ПА. Помоги мне сделать самому (Развитие навыков самообслуживания). – СПб. : Паритет, 2003.
Афонькина ЮА. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. – Волгоград: Учитель, 2012.
Богуславская З. М. Смирнова Б. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1991.
Кострыкина Л. Е. Рыкова О. Г. Корнилова Т. Г. Малыши, физкульт-привет. – М. : Скрипторий 2003, 2012.
Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. – М. : Просвещение, 1987.
Литвинова М. Ф. Физкультурные занятия с детьми раннего возраста : третий год жизни. – М. : Айрис-пресс, 2005.
Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М. : Генезис, 2007.
Сиротюк AJI. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М. : АРКТИ, 2009.
Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.