Кочкина Ольга
Отражение в речи образного восприятия окружающего мира в процессе театрализованных игр
Театрализованные игры вносят неоценимый вклад в речевое развитие дошкольников.
Речь сопровождает практически все виды деятельности ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с детьми и взрослыми, свое поведение, а следовательно, и личность в целом. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Но как развивать речевое общение детей?
Публикация «Отражение в речи образного восприятия окружающего мира в процессе театрализованных игр» размещена в разделах
Одной из составляющих развитие речевой среды в группе является разнообразные виды театра, в том числе и театрализованные игры.
В этих играх успешнее развивается диалогическая и монологическая речь, совершенствуются навыки ЗКР (темп, тембр, сила голоса, логическое ударение и др., расширяется активный словарь.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот ли иной образ. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка, его познавательно-речевое, эмоциональное развитие позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Театрализованные игры названы так за свою близость и театрализованному представлению.
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы:
- режиссерские игры;
- игры-драматизации.
К режиссерским играм относятся:
- настольный театр игрушек;
- настольный театр картинок;
- стендовые театральные игры : стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр.
К играм-драматизациям относятся:
- игра-драматизация с пальчиками;
- игра драматизация с куклами бимбо;
- импровизация.
Участвуя в игре-драматизации, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, т. к. оно не опирается ни на какой овеществленный образец.
В отличие от сюжетно-ролевых, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру.
А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняются. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они также обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности.
Очень важна правильная организация театрализованных игр. Основными ее требованиями являются:
- содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимым для детей, как и сюжетно-ролевые игры;
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы д/сада.
Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную тему. Самостоятельность детской игры в большей мере зависит от того, знают ли они содержание сказки, сценария. Авторский текст очень важно сохранить полностью на стадии прослушивания его детьми. Ни в коем случае не искажать его. Но учить текст до начала игры не стоит. Иначе получится спектакль, а не игра.
Вначале воспитателю-ведущему лучше самому читать текст, привлекая детей и проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка и играйте дальше.
Наша речь в повседневном обучении, чтение, декламация, театрализованные игры служат первым образцом для подражания. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах.
Например, как обращаются к месяцам падчерица и мачехина дочка; как разговаривают 3 медведя.
Упражнение можно провести так:
Назовите сказку. А дети пусть угадывают, за какую девочку или за какого медведя вы говорили. Далее они сами с помощью интонации загадывают друг другу подобные загадки. Полезно использовать все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «Здравствуйте» (радостно, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «До свидания» (с сожалением, огорчением, с надеждой на скорую встречу); «Дай» (уверенно, вежливо, нетерпеливо, обиженно, просяще); «Возьми» (небрежно, неохотно, приветливо, с желанием порадовать) и т. д.
Выберите четверостишие и прочтите его детям с разными интонациями. Попросите их повторить, а может и найти новые варианты интонаций, например, удивленно, насмешливо, с недоумением, грустно, весело, с состраданием.
Произнесите фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове. Например: «Не забудьте покормить рыбок», «Я люблю свою сестренку» и др.
Обратите внимание детей на то, как изменятся смысл фразы в зависимости от ударного слога. Обязательно продолжайте упражнять их на фрагментах из театрализованных игр, например «Посадил дед репку», «И стала Федора добрей» и т. д. В кругу детей посадите перед собой ребенка, дайте ему в руки персонаж, себе возьмите другой. Ведите диалог, вовлекая в него своего партнера, так, чтобы вызвать у него интонации удивления, возражения, радостного изумления и др.
Например, возьмите себе кубик, ребенку дайте мячик.
Воспитатель : Ребенок:
- Что у тебя? – Мячик
- Да нет, посмотри внимательно. – Вижу: мячик
- Нет, не мячик, а кубик. – Кубик?
- Да, кубик, кубик! – Нет, не кубик, не кубик
- В самом деле? А что же? – Мячик, мячик …
- Неужели мячик? – Да вот же, мячик!
Поменяйте игрушки на сказочные персонажи и пригласите других детей поспорить.
Каждая игра требует своих средств выразительности и творческих находок.
Театрализованные игры помогут воспитателю, любящему своих детей, создать радостную, непринужденную обстановку в группе.
Творческая деятельность дошкольников, к которой и относится театрализованная игра, формирует у дошкольников любознательность, чуткость к слову.
Имея опыт творческой работы со словом, в повседневном обучении дети также начинают широко использовать лексическое богатство родного языка, у них появляется грамматическая чуткость, развивается бережное отношение к родной речи.
В процессе совместной творческой речевой деятельности у детей развивается умение интересно рассказывать и заинтересовать слушателей, а это помогает им стать общительнее, преодолеть застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
А общение способствует развитию детского коллектива. Все это является прямым подтверждением народной мудрости; «Уметь общаться – в счастье купаться».