Александр Владимирович Гришин
Отношение учителей к образовательному процессу в начальных классах и их компетентность
▼ Скачать + Заказать документы
Поскольку успешность формирования любых знаний, любых действий зависит прежде всего от желания учащихся получить эти знания и действия, мы вначале рассмотрим вопрос о формировании мотивов учения.
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые прежде всего опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т. д.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т. д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.
Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись, вставать и рано утром идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он тупой, несообразительный, поставит двойку. Отношение учителя к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них тоже относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс. Много таких учителей которые не задумываясь о психике детей начинают в начальных классах сразу ставить двойки, говорить неприятные оскорбительные слова ученикам. Я сам был свидетелем своим детям, как мы переехав, пошли в другую школу Краснодарского края, с казачьим уклоном, и сразу изменились оценки в начальных классах. Каждый день моим детям ставили двойки в дневник, у меня их четверо ходят в школу, пятый пойдет на следующий год. Из них двое в начальных классах, и учителя несмотря неначто даже после общения со мной, как с родителем продолжали ставить двойки практически по всем предметам,и за четверть. Хотя до этого в другой школе дети учились без двоек и отношение учителей-педагогов в другой школе было на порядок выше. Я как педагог-психолог прихожу к такому мнению, что нашу систему педагогического воспитания нужно срочно пересматривать и менять. И таких учителей начальных классов надо наказывать и увольнять. Вы только представьте сколько таких учителей по России которые ломают психику детей и отбивают желание учится, угнетая своими оценками и пагубным отношением к детям, и в глазах других детей, они становятся изгоями, начинают замыкаться в себе, отбивают желание развиваться и учиться дальше. То есть такие педагоги так называемые, меняют наших с вами детей к худшему и толкают их в пропасть недоверия школе, друзьям одноклассникам. И потом такие дети теряют контроль над собой, происходят суициды среди детей, и уходя в себя происходят непредвиденные ситуации, наркомания, неблагополучные знакомства и т. д.
Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет работу. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы.
В этой связи стоит вспомнить В. Ф. Шаталова. Его главная заслуга, по нашему мнению, не в конспектах и опорных пунктах, а в том, что он снял у детей страх перед школой, сделал ее местом детской радости. А ребенку школа должна обязательно приносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям, но и забота об успешности учебной деятельности. А. В. Гришин писал, для чего открыто сердце, если не может составить секрета для разума.
Задача учителя начальной школы прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним и быть с ним, на время учебы одним целым. Учитель должен раскрывать двери знаний для детей, и быть для них открытой понятной для каждого ребенка книгой с красивыми картинками. Именно такие учителя которые живут своей работой и у которых есть полное понимания для чего он идет учить детей, не ради зарплаты, а ради будущего своих детей и будущего нашей страны. То только такие педагоги достойны этого высокого звания Учитель!