Лучший педагог года

Информационный материал для хореографов «Отличительные особенности танца народа мари Волжского района»

Одинцова Татьяна
Информационный материал для хореографов «Отличительные особенности танца народа мари Волжского района»
▼ Скачать + Заказать документы

Марийский народ сумел сохранить и донести до наших дней свою оригинальную, самобытную национальную культуру. Через песенное, музыкально-танцевальное искусство народ выражал свои мысли и переживания, мечты о счастье и думы о прекрасном.

Мари, как один из этих народов, чья история уходит в глубокую древность, прошел суровый и сложный жизненный путь. Но, не смотря ни на какие трудности, сумел сохранить и донести до наших дней свою самобытную национальную культуру. Именно в песнях и сказках, танцах и легендах марийский народ выразил мечты о лучшей жизни.

Публикация «Информационный материал для хореографов „Отличительные особенности танца народа мари Волжского района“» размещена в разделах

Выделяют три группы марийцев : горные (они живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах, луговые (они составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье, восточные (они сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённое лугово-восточные марийцы. Мари по своему этническому происхождению относится к финно-угорской группе, в которую также входят мордва, удмурты, коми, карелы, вепсы, финны, эстонцы, венгры, ханты, манси и другие

5. Луговые мариийцы —наименование этнической группы марийцев, со своими региональными особенностями, в отличие от горных марийцев, говорящих на своём горно-марийском языке.

Луговые марийцы составляют большую часть марийского народа. Численность составляет, по некоторым оценкам, около 580 тысяч человек.

Головной убор марийцев Моркинского, Звениговского, Волжского районов состоит из «шарпана» - узкого, прямоугольного холста, вертикальные стороны которого вышиты и «нашмака»- налобной повязки. Луговые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу. Шапки (упш) носили в зимний период. У луговых мариек бытовала высокая шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой.

10. Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Вышивка (тр) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев – все отверстия на одежде должны быть защищены от болезней, злого глаза.

Важной частью марийского костюма являлись пояса, передники и поясные украшения. Пояса подразделяются на два вида – повседневные и праздничные, ткали из разноцветной шерстяной, реже шелковой пряжи. К таким поясам привешивались мешочки для хранения денег, ниток, иголок и т. д. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами.

Что касается обуви, то у женщин она был такой, какой у мужчин – это лапти летом и валенки зимой. Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная, кожаную (праздничная) и шерстяную (валенки). Самой распространенной обувью марийцев были лапти. Повседневные лапти плели из семи лык, а праздничные – из девяти. Праздничные лапти иногда в носовой части украшались красной лентой, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-летний период к ним пришивали деревянную подошву высотой 3–4 см, чтобы в обувь не проникала вода.

Народные песни, словно зеркало, отражали в образной форме повседневную жизнь и заботы марийцев, их отношение к происходящим событиям. Плавная, немного грустная мелодия позволяла раскрыть переживания и чувства. Марийцы создали множество очень мелодичных, наполненных глубоким смыслом лирических песен, в которых выражались их лучшие качества: простота и открытость, скромность, деликатность, терпимость, трудолюбие, почитание родителей, любовь к родному краю.

Большинство народных песен родилось в процессе свободной импровизации. Среди них выделяются обрядовые и необрядовые песни. В древности, видимо, в песенной форме исполнялись многие легенды, предания, сказки.

Обрядовые песни были тесно связаны с календарно-аграрными праздниками, семейно-родовыми торжествами. В календарно-обрядовых песнях воспевалась главным образом трудовая деятельность людей. Нередко для маленьких детей исполнялись плясовые песни, в которых содержались стихотворные строки, подражающие звукам волынки. Подражая звукам волынки, исполнитель песни старался поднять настроение ребенка, заставляя плясать под мелодию.

Большое количество песен исполнялось в праздник инициации девушек – Девичьего пира, который проводился осенью, после уборки урожая (в этнографической группе с головным убором сорока) или в марийский Новый год – Шортйол (в этнографической группе с головным убором шымакш.

В традиционной культуре народа важное место занимают песни, исполняемые во время поминок в сороковой день, в годовщину смерти. Поминальные песни можно отнести к плачам в песенной форме. Родственники в песнях-плачах выражали скорбь, подавленное состояние, просили богов смилостивиться над судьбами умерших и живых.

В народной лирике большое развитие получили любовные песни. В них отражались самые сокровенные чувства исполнителей: любовь к родителям, родным, восхищение красотой природы, переживание первой любви, нежные воспоминания о любимом, горечь разлуки с ним и ожидание свиданий.

Если народные песни назвать философским лицом народа, а его музыкальные инструменты – олицетворением его художественно-исполнительского мастерства, то хореографическое творчество народа без преувеличения мы можем назвать его эстетическим лицом». Танцы народа мари в литературных источниках встречаются не часто. Объясняется это тем, что почти все исследователи, особенно дореволюционные, в первую очередь стремились описать религиозно-культовые обряды, происходившие в священных рощах и связанные с жертвоприношением.

Танцевали перед посевными, уборкой урожая и после уборки урожая. «Танцы марийского края» – это результат многолетнего, многостороннего изучения марийского танцевального и музыкального фольклора.

Народные танцы (куштымаш) являются одним из популярных видов искусства. Они исполнялись под аккомпанемент волынки, гуслей, гармони, балалайки, барабана, зачастую с песенным сопровождением.

Танцы издревле были связаны с трудовой деятельностью, почитанием природы, обрядами, магическими действиями. В танцевальных движениях отражалась спонтанно раскрывающаяся душа исполнителя, его чувства, настроения, внутренние потенции. Танцы народов мари в литературных источниках встречаются не часто.

Наиболее распространенными танцами являются- свадебные. Они могут быть свадебными и сольными.

Но самым интернсным считаются танцы «дружков» с хлыстами. Девушки танцуют с нарядными платками в руках, перекинув их через плечи. Движения похожи на больших и ярких бабочек. Постепенно вступают в танец и дружки.

Публикации по теме:

Информационный материал для родителей «Быть здоровым — здорово!» Большое значение для родителей сейчас имеет состояние здоровья их ребенка. Особенно волнует родителей поддержание иммунитета посредством.

Информационный материал для НОД «Дикие животные п. Новосёлки» «Дикие животные п. Новосёлки» Работу выполнила Воспитатель 1 категории МДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Новосёлки Зимкина Лариса Юрьевна.

Сценарий праздника «День рождения Волжского бульвара!»Сценарий праздника «День рождения Волжского бульвара!» Под музыку выходит кот. Кот. Ах,Волга моя,родные края,твержу я до самой зари! И знает любой,счастливый какой народ здесь живет -Волгари.

Информационный листок для родителей по обеспечению безопасности детей Уважаемые родители! Напоминаем Вам телефоны вызова служб быстрого реагирования: Вам также могут быть полезны следующие номера: 100 —.

Информационный листок для стенда «Выбираем велосипед» Выбираем велосипед! Классификация детских и подростковых велосипедов такова: 1. Велосипеды для детей 1.5-3 лет (рост до 98 см) — диаметр.

Информационный материал для родителей «Учимся лепить из пластилина вместе с детьми!» Информационный материал для родителей. «Учимся лепить из пластилина вместе с детьми!» Многие родители, заинтересованные в том, чтобы.

Информационный стенд для родителейИнформационный стенд для родителей Цель: способствование росту эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и повышение педагогической культуры родителей;.

Наглядно-информационный материал для родителей «Святки, колядки». Традиции празднования рождества В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны,.

Информационный материал для бесед с детьми «Покормите птиц!»Информационный материал для бесед с детьми «Покормите птиц!» ОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное! Зима – тяжёлое.

Информационный материал для родителей «Вредные привычки» Содержание 1. Введение 2. Влияние табакокурения на организм человека. 3. Борьба с вредными привычками 4. Влияние оздоровительной физической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информационный материал для хореографов «Отличительные особенности танца народа мари Волжского района»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 20:40
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информационный материал для хореографов «Отличительные особенности танца народа мари Волжского района»» (включая файлы) размещена пользователем Одинцова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД