Одинцова Татьяна
Информационный материал для хореографов «Отличительные особенности танца народа мари Волжского района»
▼ Скачать + Заказать документы
Марийский народ сумел сохранить и донести до наших дней свою оригинальную, самобытную национальную культуру. Через песенное, музыкально-танцевальное искусство народ выражал свои мысли и переживания, мечты о счастье и думы о прекрасном.
Мари, как один из этих народов, чья история уходит в глубокую древность, прошел суровый и сложный жизненный путь. Но, не смотря ни на какие трудности, сумел сохранить и донести до наших дней свою самобытную национальную культуру. Именно в песнях и сказках, танцах и легендах марийский народ выразил мечты о лучшей жизни.
Темочки:
Выделяют три группы марийцев : горные (они живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах, луговые (они составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье, восточные (они сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённое лугово-восточные марийцы. Мари по своему этническому происхождению относится к финно-угорской группе, в которую также входят мордва, удмурты, коми, карелы, вепсы, финны, эстонцы, венгры, ханты, манси и другие
5. Луговые мариийцы —наименование этнической группы марийцев, со своими региональными особенностями, в отличие от горных марийцев, говорящих на своём горно-марийском языке.
Луговые марийцы составляют большую часть марийского народа. Численность составляет, по некоторым оценкам, около 580 тысяч человек.
Головной убор марийцев Моркинского, Звениговского, Волжского районов состоит из «шарпана» - узкого, прямоугольного холста, вертикальные стороны которого вышиты и «нашмака»- налобной повязки. Луговые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу. Шапки (упш) носили в зимний период. У луговых мариек бытовала высокая шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой.
10. Основу женского одеяния также составляла рубаха-туника, расшитая орнаментом на груди, рукавах и подоле. Вышивка (тр) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев – все отверстия на одежде должны быть защищены от болезней, злого глаза.
Важной частью марийского костюма являлись пояса, передники и поясные украшения. Пояса подразделяются на два вида – повседневные и праздничные, ткали из разноцветной шерстяной, реже шелковой пряжи. К таким поясам привешивались мешочки для хранения денег, ниток, иголок и т. д. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами.
Что касается обуви, то у женщин она был такой, какой у мужчин – это лапти летом и валенки зимой. Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую (будничная, кожаную (праздничная) и шерстяную (валенки). Самой распространенной обувью марийцев были лапти. Повседневные лапти плели из семи лык, а праздничные – из девяти. Праздничные лапти иногда в носовой части украшались красной лентой, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-летний период к ним пришивали деревянную подошву высотой 3–4 см, чтобы в обувь не проникала вода.
Народные песни, словно зеркало, отражали в образной форме повседневную жизнь и заботы марийцев, их отношение к происходящим событиям. Плавная, немного грустная мелодия позволяла раскрыть переживания и чувства. Марийцы создали множество очень мелодичных, наполненных глубоким смыслом лирических песен, в которых выражались их лучшие качества: простота и открытость, скромность, деликатность, терпимость, трудолюбие, почитание родителей, любовь к родному краю.
Большинство народных песен родилось в процессе свободной импровизации. Среди них выделяются обрядовые и необрядовые песни. В древности, видимо, в песенной форме исполнялись многие легенды, предания, сказки.
Обрядовые песни были тесно связаны с календарно-аграрными праздниками, семейно-родовыми торжествами. В календарно-обрядовых песнях воспевалась главным образом трудовая деятельность людей. Нередко для маленьких детей исполнялись плясовые песни, в которых содержались стихотворные строки, подражающие звукам волынки. Подражая звукам волынки, исполнитель песни старался поднять настроение ребенка, заставляя плясать под мелодию.
Большое количество песен исполнялось в праздник инициации девушек – Девичьего пира, который проводился осенью, после уборки урожая (в этнографической группе с головным убором сорока) или в марийский Новый год – Шортйол (в этнографической группе с головным убором шымакш.
В традиционной культуре народа важное место занимают песни, исполняемые во время поминок в сороковой день, в годовщину смерти. Поминальные песни можно отнести к плачам в песенной форме. Родственники в песнях-плачах выражали скорбь, подавленное состояние, просили богов смилостивиться над судьбами умерших и живых.
В народной лирике большое развитие получили любовные песни. В них отражались самые сокровенные чувства исполнителей: любовь к родителям, родным, восхищение красотой природы, переживание первой любви, нежные воспоминания о любимом, горечь разлуки с ним и ожидание свиданий.
Если народные песни назвать философским лицом народа, а его музыкальные инструменты – олицетворением его художественно-исполнительского мастерства, то хореографическое творчество народа без преувеличения мы можем назвать его эстетическим лицом». Танцы народа мари в литературных источниках встречаются не часто. Объясняется это тем, что почти все исследователи, особенно дореволюционные, в первую очередь стремились описать религиозно-культовые обряды, происходившие в священных рощах и связанные с жертвоприношением.
Танцевали перед посевными, уборкой урожая и после уборки урожая. «Танцы марийского края» – это результат многолетнего, многостороннего изучения марийского танцевального и музыкального фольклора.
Народные танцы (куштымаш) являются одним из популярных видов искусства. Они исполнялись под аккомпанемент волынки, гуслей, гармони, балалайки, барабана, зачастую с песенным сопровождением.
Танцы издревле были связаны с трудовой деятельностью, почитанием природы, обрядами, магическими действиями. В танцевальных движениях отражалась спонтанно раскрывающаяся душа исполнителя, его чувства, настроения, внутренние потенции. Танцы народов мари в литературных источниках встречаются не часто.
Наиболее распространенными танцами являются- свадебные. Они могут быть свадебными и сольными.
Но самым интернсным считаются танцы «дружков» с хлыстами. Девушки танцуют с нарядными платками в руках, перекинув их через плечи. Движения похожи на больших и ярких бабочек. Постепенно вступают в танец и дружки.