Елена Семёнова
Фронтальное подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий «Откуда хлеб пришёл»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 21
пос. им. М. Горького Кавказский район
Фронтальное подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий
По теме: «Откуда хлеб пришёл?»
Подготовил
Учитель-логопед
МБДОУ ЦРР д/с№ 21
Семёнова Елена Владимировна
2021год
Публикация «Фронтальное подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий „Откуда хлеб пришёл“» размещена в разделах
Тема: «Откуда хлеб пришёл?»
Программные задачи:
1. Уточнить и обобщить знания детей о том, как получается и откуда берётся хлеб, какой сложный он проходит путь от зёрнышка до буханки хлеба.
2. Научить детей образовывать родственные слова к слову хлеб – хлебушек, хлеба, хлебцы, хлебороб, хлебница, хлебозавод, хлебный, хлеборезка, хлебопродукты. Объяснить значение новых сложных слов, отработать их произношение по слогам.
3. Научить детей подбирать эпитеты к словам: хлеб – (мягкий, чёрствый, пышный, душистый, тёплый, сытный, свежий, вкусный); мука (белая, лёгкая, мягкая, рассыпчатая).
4. Закрепить предлог – с - с существительным в творительном падеже в игре: «С чем ты любишь, есть хлеб?» (Я люблю есть хлеб с вареньем, джемом, сыром и т. д.).
5. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям его создающим.
Оборудование: серия сюжетных картинок к теме «Откуда хлеб пришёл?», предметные картинки на образование родственных слов (хлебцы, хлеба, хлебница, хлебозавод, схема с картинками для игры: «С чем ты любишь, есть хлеб?»
План занятия.
I. Организационный момент:
- Как называется одним словом всё то, из чего готовят еду?
Хлеб, сметану, котлеты и фрукты
Мы всё называем словом (продукты).
- Назови мясные, молочные, мучные продукты. (Дети поочерёдно называют продукты.)
- Какие вы знаете крупы? Что из них варят?
II. Отработка темы: «Откуда хлеб пришёл?»
1. - Отгадайте загадку: Вырос в поле колоском
На столе лежит куском. (хлеб)
2.- Какой самый главный продукт?
- Почему говорят: «Хлеб всему голова».
Пословицы.
Не будет хлеба, не будет и обеда.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
3.- Давайте вспомним родные слова слову ХЛЕБ.
Хлебушек, хлебцы, хлебница, хлеба, хлебороб, хлебозавод, хлебный, хлеборезка. (Показываются картинки, объясняется значение слов, образование сложных слов.)
4.- Какими словами можно рассказать о хлебе : хлеб, какой? - Хлеб белый, чёрный, мягкий, чёрствый, свежий, несвежий, тёплый, холодный, душистый, вкусный, пышный, сытный.
5.- Чтобы появиться у нас на столе, хлеб проходит очень долгий путь (через многие трудовые руки людей). Давайте отправимся с вами в интересное путешествие за хлебом.
(На панно выставляются картинки к каждому пункту рассказа).
1. – Мы пришли в поле, видите, тракторист на тракторе пашет землю, делает бороздки, чтобы потом туда семена сеять.
Загадка: Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашет – семь плугов тащит. (трактор)
Пословица: Земелька чёрная, а хлеб белый родит.
2. – Привезли зерно, прицепили к трактору сеялки и стали сеять зерно в землю – это называется – сев.
Загадка: В долг зерно возьмёт, каравай вернёт.
(хлебное поле)
- В этом крошечном зерне
Как в чудесной почке
До весенних тёплых дней
Спрятаны листочки.
(показываю детям зерно)
3. – Проросли посаженные в землю зёрна и превратились сначала в зелёные, а затем в золотые колосья пшеницы. Было поле чёрное, потом зелёное, а теперь оно какое? – Поле стало жёлтое, золотое.
- Весь из золота отлит, на соломинке стоит.
(колосок)
- Золотистый колосок, А ещё людские руки,
Кто расти тебе, помог? Что в труде не знали скуки
Теплый ветер, майский гром Мне не стать без них таким:
Солнце в небе голубом. Сильным, рослым, золотым!
4. – Заколосилась золотая пшеница. Вот и пришло время убирать урожай. Отгадайте загадку:
В жёлтом море корабль плывёт. (комбайн)
- Комбайнёр на комбайне убирает урожай пшеницы и ржи. Это уже лето.
5. – Зерно везут на мельницу, там зерно смелют, и получится мука. Эту муку складывают в мешки и отвозят на хлебозавод, а часть муки – отвозят на элеватор (это склад для муки). Здесь мука хранится.
Показываю детям муку. Какая мука? – белая, лёгкая, рассыпчатая, мягкая.
6. – На хлебозаводе из муки месят тесто и пекут булки, пироги, пышки, калачи, торт, баранки, вафли, печенье и т. д.
7. – Из хлебозавода хлеб, булки и другие хлебобулочные изделия на машинах (хлебовозках) отвозят в хлебный магазин, где мы его и покупаем.
- Человек привык трудиться,
Люди пашут, сеют, жнут.
В каждом зёрнышке пшеницы
В каждой крошке хлеба – труд!
III. Физкультминутка: имитация действий (пашут, сеют, убирают, мелют, месят тесто, пекут (лепят).
IV. Вот мы и вернулись из путешествия за хлебом. Сами видели, как тяжело достаётся хлеб. Как вы думаете, как надо относиться к хлебу? - Бережно, доедать его, не выбрасывать!
Пословица: Хлеб бросать – силу терять.
Поговорка: Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб драгоценность – им не сори.
- А если хлеб заплесневел, засох, его можно обрезать и покрошить птичкам.
V. Итог занятия.
- Кто, какой любит хлеб?
- Игра: «Кто, с чем ест хлеб?» (закрепление предлога – с - с существительным в творительном падеже) - Я ем хлеб с мёдом, маслом, с сыром, с салом и т. д.