Юлия Хавбошина
Консультация для родителей «Откуда берутся капризы и упрямство»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №8 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Г. ВАЛУЙКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЕМА: «ОТКУДА БЕРУТСЯ КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО. ЧТО
ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК БЫЛ ПОСЛУШНЫМ?»
Педагог-психолог
Бузунова Ю. Р.
1. Чтение сказки родителям «Две башенки», автор Мария Кутовая.
Публикация «Консультация для родителей „Откуда берутся капризы и упрямство“» размещена в разделах
2. Создавать настроение — особое искусство. Испортить же его может почти любой. Спокойное состояние можно сравнить с пустым сосудом, а сильное волнение, обиду, гнев или радость с полным, переполненным сосудом. На магнитную доску прикрепляется плакат «Кувшин эмоций», автор В. Сатир.
Сегодня мы будем разбираться в причинах эмоций взрослых и детей и ответим на вопрос «что делать, чтобы ребенок был послушным».
3. Вопрос родителям : Назовите внешние проявления негативного поведения у детей? (непослушание, упрямство, обзывания, капризы, драки и т. п).
Какие эмоции проявляет ребенок при таком поведении? (гнев, злоба, агрессия – это разрушительные). Они - постоянные причины конфликтов, воин и т. п.
Гнев – чувство вторичное, от переживания боли, страха, обиды (приводится пример)
2-й слой кувшина. Они причина разрушительных эмоций, чувства-страдательные: в них присутствует большая или меньшая доля страдания. О них умалчивают из-за боязни показаться слабым (не реви, как девчонка, не реви, лучше научись давать сдачи).
Причина возникновения боли, страха и обиды – в неудовлетворении потребностей (органические и социальные).
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, уважали… Счастье человека зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает, от эмоционального багажа, накопленного в детстве, который зависит от стиля общения родителей с ребенком.
Если какая-то потребность окажется неудовлетворенной, то это может привести к страданию, затем к разрушению. Неудовлетворение какой потребности ведет чаще всего к капризам и упрямству? (Упрямство - это своеобразная защитная реакция ребенка, протест против ущемления его самостоятельности. И, кстати, чем он сильнее, тем сильнее его Я - основа будущего характера).
Ниже слоя потребностей лежит слой-отношение к самому себе, восприятие себя, образ себя - самооценка, чувство самоценности (В. Сатир).
Факт: самооценка закладывается в самые 1-е годы жизни и зависит от того, как с ним общаются родители. Если они понимают, принимают его, терпимо относятся к недостаткам с положительной самооценкой.
Если ребенка постоянно критикуют, учат, это основа отрицательной самооценки.
Закон: В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Ребенок видит себя таким, каким видят его другие. Ребенок не остается здесь пассивным: положительное отношение к себе-основа психического выживания и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. (пример «Я сам! требование признать, что он это может».
На дне ощущение энергии жизни «Я есмь! Это Я, Господи!»).
Каждый раз психолог обращает внимание родителей на плакат.
4. Важно:
Каждым обращением к ребенку-словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями, даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто в основном о нем.
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение «со мной все в порядке, я-хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики ощущение «со мной что-то не так, я -плохой».
Наказание ребенок воспринимает как сообщение «ты плохой!», критику ошибок «Ты не можешь!», игнорирование «Мне до тебя нет дела, ты нелюбим». Важно с самого детства заботится о том, что накапливается в сокровищнице самооценки: светлые дары нашего тепла или тяжкие камни окриков, критики.
5. Теперь, мы можем использовать «кувшин эмоций», чтобы лучше понять, с проблемой какого уровня мы имеем дело и что же делать?
1. Если ребенок постоянно ноет, просит поиграть, или наоборот дерется, грубит вероятно, что причина в неудовлетворении какой то его потребности. Ему может не хватать вашего внимания или наоборот, чувства свободы и самостоятельности. Ваши действия больше проводить с ним время или перестать контролировать каждый его шаг.
Создание условий, которые не противоречат, а отвечают потребностям ребенка.
• Если ребенок хочет много двигаться, то можно организовать открытое пространство и постоянную прогулку;
• Хочет исследовать лужи, то предложите высокие резиновые сапоги, а рисовать –старые обои.
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, в воспитании придерживаться золотых правил!
«Золотые» правила воспитания:
1. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто так, просто за то, что он есть!
2. Активно слушать его переживания и потребности (возвращать ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство в утвердительной форме)
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: мне хорошо с тобой; я рада тебя видеть; хорошо, что ты пришел; мне нравится, как ты…; я по тебе соскучилась; давай посидим (сделаем) вместе; ты справишься; как хорошо, что ты у нас есть; ты мой хороший!
10. Обнимать не менее 4-х раз в день!