Людмила Кириллова
Открытый урок в рамках предмета «Развивающие игры» в детском транзитном учреждении для группы воспитанников 7–12 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Продолжительность урока-35 минут.
Задания для воспитанников чаще носят индивидуальный характер в связи с тем, что при проведении уроков имеются следующие трудности:
- одновременно занимаются дети разного возраста и разного интеллекта;
-значительный процент воспитанников, для которых русский язык не является родным, что создает трудности в общении;
- педагогическая запущенность детей и отставание в развитии, недостаток волевых качеств и сдержанности, мешающие подчиняться правилам игры
Публикация «Открытый урок в рамках предмета „Развивающие игры“ в детском транзитном учреждении для группы воспитанников 7–12 лет» размещена в разделах
- неумение детей контролировать свои действия в соответствии к поставленной цели;
-неспособность детей правильно оценивать результаты действий и вносить необходимые коррективы в деятельность;
- достаточно частая и внезапная смена детей из-за специфики учреждения.
План занятий составляется на каждый урок под конкретного воспитанника с несколькими вариантами заданий, так как ребенок может прийти в дурном настроении с полным отсутствием желания работать или просто может быть не расположен СЕГОДНЯ выполнять подобранное для него. Тогда ему предлагаются на выбор другие задания, которые он готов и в состоянии выполнить.
Перед каждым занятием я стараюсь выяснить, какое настроение у ребят, что нового произошло в их жизни, всем ли удобно на своих местах. Если ребенок чем-то озабочен, осторожно пытаюсь выяснить причину. С каждым ребенком мы решаем, чем он хочет заняться, нужна ли ему моя помощь. Затем я занимаю позицию активного наблюдателя, следя за ходом занятия, помогая при необходимости и поощряя похвалой правильные действия детей.
Так как подавляющее большинство наших воспитанников гиперактивны, неусидчивы, с плохой моторикой рук и очень быстрой утомляемостью, я не ставлю перед ребенком задачу выполнить работу за один урок, если вижу, что ему это не по силам. Работу можно отложить и продолжить на следующий день.
Обращение с детьми должно быть ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны педагога окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь педагога – не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех.
Описание открытого занятия
Присутствующие воспитанники :
1. Севара, 13 лет (Узбекистан)
2. Хает, 14 лет, (Таджикистан)
3. Худойшукур, 13 лет (Таджикистан)
4. Бекзот, 14 лет (Узбекистан)
5. Петя, 10 лет (Новосибирск)
Здравствуйте, ребята, рада вас видеть! Всем удобно?
Тогда начинаем.
Темы нашего сегодняшнего занятия:
•Севара выполняет компьютерное задание.
•Хает и Худойшукур решают филворды, выполняют графические диктанты и составляют слова на определенную букву.
•Бекзот- собирает 3Д пазлы-«Кристалл»-«Яблоко»
•Петя- заканчивает сбор пазлов с прошлого урока, выполняет задание на счет, на развитие внимания (найди отличия, лабиринт, и конструирует паровозик.
Все дети, кроме Пети, ориентированы на самостоятельную работу под присмотром педагога (и помощью в случае необходимости).
Петя способен заниматься только с педагогом рука об руку, в противном случае ребенок работать не сможет (гиперактивен, разбалансирован).
В середине занятия для детей проводится физкультминутка.
Работа с Севарой
Тема: Компьютерное задание «Маша. Сказочная страна»
Игра жанра «Я иду искать» предлагает поиск заданных предметов и решение всевозможных головомок.
Цели:
- развитие мелкой моторики рук (нажатие руками определенных клавиш) и зрительно-моторной координации (действие рук в игре необходимо сочетать с видимым действием на экране)
- развитие усидчивости, внимания, наблюдательности и сообразительности
- координация в пространстве
- развитие логического мышления
- развитие скорости реакции, умения сконцентрироваться, работать на время
- психологическая разрядка, погружение в увлекательный мир компьютерной игры.
Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.
Наглядные средства: компьютерная программа «Маша. Сказочная страна»
Технические средства: компьютер.
Девочке включается компьютерная программа, и она продолжает игру в наушниках, чтобы не мешать окружающим.
Работа с Хаетом и Худойшукуром
Ребята способны работать самостоятельно. Им предлагается по 3 задания :
- Игра со словами. Придумать 10 слов на определенную букву (Хаету на букву «А», Худойшукуру на букву «Л»).
- Решение тематического филворда (Хает- «Рыбы», Худойшукур-«Еда»).
- Графический диктант (по 2 изображения)
Цели:
-расширение кругозора
-увеличение словарного запаса
- ребята учатся ориентироваться в тетради, знакомятся с разными способами изображения предметов, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.
Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.
Инструментарий: раздаточный материал (филворды, тексты с заданиями графических диктантов, тетради, простые и цветные карандаши, стирательные резинки.
Сначала ребята придумывают 10 слов на предложенные буквы, что для них не так просто, учитывая, что они посредственно владеют русским языком. Если ребенок не может придумать все 10 слов- педагог может помочь навести его на нужное слово наводящими образами, в иных случаях для ребенка даже это сложно.
Затем ребята выполняют очень любимое ими задание-графические диктанты (конечно, для их возраста задание несложно, но не стоит забывать, что реальный уровень знаний и умений наших детей - в лучшем случае начальная школа).
Всё оставшееся время ребята решают тематические филворды. Самостоятельно выполнить это задание Хаету и Худойшукуру трудно, поэтому время от времени педагог подходит, исправляет ошибки и помогает в затруднениях.
После выполнения каждого задания оно проверяется педагогом, при обнаружении ошибки вместе с ребенком разбираем ее.
Компьютерные задания и задания на столе чередуются, соответственно на следующем уроке у этих воспитанников будет компьютерная игра.
Работа с Бекзотом
Тема: 3Д Пазлы «Кристалл»-«Яблоко»
Цели:
- развитие мелкой моторики
- привитие навыков видения целостной картинки в разрозненных фрагментах
- развитие усидчивости и внимания
- привитие умения работать по илллюстративному образцу
Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные
Наглядные средства: иллюстративный образец 3Д пазлов.
Инструментарий : 3д пазлы
У ребенка уточняется, все ли он понял в работе, и далее помощь предлагается по мере необходимости.
Работа с Петей
Ребенок способен работать только в тандеме с педагогом, в этом случае он проявляет искреннюю заинтересованность, живость характера, сообразительность. Не малое значение имеет и стимуляция перспективой компьютерных заданий. Пете требуется повышенное внимание и доверительные теплые отношения, на что он чутко откликается, и негативных проявлений на уроках практически не наблюдается.
Тема: Развивающие головоломки (задание на счет, на развитие внимания). Конструирование
Цели:
- совершенствование техники счета
- подготовка руки к письму, развитие мелкой моторики
- развитие зрительного восприятия, наблюдательности, комбинаторных и логических способностей
- привитие умения выполнять последовательные действия, руководствуясь схемой конструктора
- развитие усидчивости и концентрации внимания.
Методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные
Наглядные средства: схема конструктора, изображенный паровозик на коробочке, иллюстративный образец пазлов.
Инструментарий: раздаточный материал (задание на счет, найди отличия, лабиринт, простой карандаш, резинка, конструктор, пазлы.
Сначала Петя закончил сборку пазлов (с прошлого урока, затем совместно с педагогом выполнил очередную часть задания на счет, нашел 12 отличий, прошел лабиринт.
Затем вместе с педагогом собрал модель конструктора.
В конце урока устал, внимание стало рассеянным, держался из последних сил при подбадривании и похвале педагога.
Все задания выполнил, но самостоятельно работать даже не пытался.
В конце урока :
Наш урок подходит к концу. Ребята, аккуратно убираем свои работы.
Все были молодцы, очень меня порадовали.
Спасибо, жду всех завтра.
Приложение:
На каждого ребенка прикладывается отчет о выполненном на уроке.