Баторова Татьяна Батожаповна
Открытый урок по русскому языку «Сложные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока :
1. Обучающие: закрепить умение образовывать сложные слова с соединительными гласными “о” и “е”, познакомить учащихся с образованием сложных слов имен прилагательных;
2. Развивающие: развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.
3. Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку, познавательную активность учащихся.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Публикация «Открытый урок по русскому языку „Сложные слова“» размещена в разделах
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы работаете на уроках русского языка.
Мы сегодня будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
II. Проверка домашнего задания.
- Что было задано на дом? (на стр. 41 упр. 95)
- Что нужно было сделать в этом упражнении? (отгадать загадку, записать слово - отгадку и разобрать его по составу).
- Прочитайте загадку. Что это? (самолёт).
- Давайте разберем его по составу. (окончание – нулевое, в слове два корня САМ и ЛЁТ соединенные соединительной гласной Е).
- Молодцы!
III. Сообщение целей урока :
- Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать учиться образовывать сложные слова, разбирать их по составу.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
IV. Минутка чистописания.
- Пропишите в тетрадях чистописание.
V. Занимательная минутка. Словарная работа.
- Отгадайте загадки, запишите отгадки, разберите по составу.
1) На полу крошка - слон,
На колёсиках он,
Гладит хоботом ковёр,
Будет гладить до тех пор,
Пока всю пыль не втянет
И чистым пол не станет. (Пылесос.).
На экране появляется картинка пылесоса. Ученик записывает отгадку с комментированием и разбирает его по составу.
2) Вот зверёк с утиным носом
Его прозвали… (утконосом)
На экране появляется картинка утконоса. Ученик записывает отгадку с комментированием и разбирает его по составу.
3) Есть лужайка в нашей школе,
А на ней - козлы и кони.
Кувыркаетесь вы тут
Ровно сорок пять минут.
Что это за лужайка!
Что за чудо, угадай-ка! (Спортзал.)
На экране появляется картинка фотоаппарата. Ученик записывает отгадку с комментированием и разбирает его по составу.
Учитель:
- Ребята, скажите, что это за слова, которые записаны на доске? (Сложные слова)
а) Что общего в этих словах? (в словах два корня)
б) Чем они отличаются? (способом образования).
в) Как образовано первое слово? (с помощью соединительной гласной е)
г) Как образовано второе слово? (с помощью соединительной гласной о)
д) Как образовано третье слово? (сложением двух основ).
Учитель:
- Итак, давайте вспомним, что мы с вами знаем о сложных словах? (В составе слова может быть несколько корней. Это сложные слова. В них используется соединительная гласная о и е).
- Что ещё знаем? (новые слова могут быть образованы не только при помощи приставок и суффиксов, но и сложением двух основ).
V. Работа по учебнику.
1. Упражнение 96. с. 42
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать в упражнении? (Назвать сложные слова со второй основой ход, записать слова и разобрать их по составу.)
- Давайте вспомним слова. (Мореход, пароход, теплоход).
-Как образованы слова? Почему именно этими гласными? (других не бывает)
2. Следующее упражнение 97. с. 42
- Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении? (Ответить одним словом на каждый вопрос, записать слово, разобрать его по составу, выделить соединительные гласные.)
1. Кто варит сталь? (сталевар)
2. Кто разводит пчел? (пчеловод).
Повторение правила.
- Какие слова мы называем сложными? (слова, которые состоят из двух или более корней).
- Назовите гласные буквы, соединяющие две основы сложного слова. (сложные слова образуются при помощи соединительных гласных О и Е)
- Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная о, а в других е? ( Вывод: гласная о пишется после твёрдого согласного; гласная е – после мягкого согласного, ж, ш и ц).
V. Закрепление.
1. Упражнение на внимание. Учитель читает.
- Запишите слова, распределяя в два столбика: I столбик – с соединительной гласной О; II столбик – с гласной Е.
Листопад, полевод, рыболов, сноповязалка, лесоруб, паровозостроитель, зверолов, путеукладчик.
- Что такое «сноповязалка»? (Сельскохозяйственная машина, которая связывает в снопы рожь и пшеницу)
- Кто такой путеукладчик? (Рабочий по укладке рельсовых - железнодорожных или трамвайных путей).
2. Работа по учебнику упр. 98. с. 42
- Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении?
(Прочитать текст, вставляя пропущенные буквы и сложные слова).
- Найдите предложение, в котором говорится про паровозы. Сделаем разбор предложения.
- Запишите его. К доске Влада.
-Найдем грамматическую основу предложения.
- О чем говорится в предложении? (О паровозах).
- Что именно говорится о паровозах? Что они делают? (мчатся)
(повеств., невоскл, простое, распр.)
- Слово паровозы разберем по составу. (окончание Ы, основа слова, два корня, соединенные соединительной гласной О).
Физ. минутка
Наклонились, мячик взяли,
Все его к груди прижали.
Подняли мячик высоко
И бросаем далеко.
3. Работа на листах с текстовыми заданиями для индивидуальной работы, взаимопроверка.
- Образуйте сложные слова :
Пасет свиней - свинопас
лес рубит - лесоруб
ловит мышей – мышеловка
хлеб режет – хлеборезка
режет овощи – овощерезка
выжимает сок - соковыжималка
Взаимопроверка
- Скажите, на какой вопрос отвечают слова, которые вы записали? (Кто? Что)
- Какой частью речи являются? (Имена существительные).
- Посмотрите на доску, прочитайте слова.
Жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый.
- О ком говорят, употребляя в речи эти слова? (О человеке с такими чертами характера)
- От каких слов образованы слова?
- На какой вопрос отвечают?
-Какой частью речи являются? (Имена прилагательные).
Какой вывод можем сделать? (сложными словами могут быть не только имена существительные, но и имена прилагательные).
- Скажите, как вы назовёте человека, у которого:
мягкое сердце - мягкосердечный
добрая душа - добродушный
острый ум - остроумный
голубые глаза - голубоглазый
тёмные волосы - темноволосый
любит узнавать новое – любознательный
- На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами, которые отвечают на вопросы какой, какая, какие? Будем учиться их записывать, разбирать по составу.
VI. Итог урока :
- Отгадайте загадки
1. Есть специалист такой
Для работы под водой.
Раз надел костюм - ко дну,
Кто он? В толк не возьму? (Водолаз.)
2. Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды. (Носорог)
3. Несмотря на непогоду,
Делает сквозь льды проходы.
Режет их, как масло нож,
Как корабль назовешь? (Ледокол)
4. Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат.)
5. Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь … (Паровоз)
6. Весь в иголках очень колких.
Кто его видал хоть раз,
Не забудет те иголки,
Те, что носит… (Дикобраз)
7. Как называется опадание листьев с растений осенью? (Листопад)
8. Мой сердечный друг приятель
В чайном тресте председатель:
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий,
Без труда глотает щепки,
Хоть и ростом невелик,
А пыхтит как, паровик. (Самовар)
- Какие слова называются сложными?
- Как образуются сложные слова?
- Что нового узнали на уроке? (Значение слова «сноповязалка», «путеукладчик»). Имена прилагательные могут быть тоже сложными словами).
- Спасибо, молодцы!
VII. Выставление оценок. Домашнее задание (с. 43 упр. 99)