Рамазанова Углангерек Шихкеримовна
Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Алфавит»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Алфавит»
Цели: Совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать; формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).
Задачи.
1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита, формированию орфографической зоркости первоклассников, становлению самоконтроля.
2. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
3. Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.
Публикация «Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему „Алфавит“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, 1 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование урока. Раздаточный материал:
• счетные палочки;
• плакат в виде сот «Алфавит»;
• плакат «Летняя лужайка»;
• картинка «Пчела Майя» и «Бабочка» для физминутки».
Ход урока
I. Организационный момент
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
- Проверим, все ли у нас готово к уроку : учебник, тетрадь, ручка, счетные палочки.
- Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?
(Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум….)
Итак, мы начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний
- Ребята, скажите, а для чего вы сегодня пришли в школу?
- Давайте еще и поиграем.
Игра «Собери букву»
- Возьмите 6 счетных палочек и составьте из них букву «О». Дайте ей характеристику.
- Уберите одну палочку так, чтобы получилась буква «П». Дайте ей характеристику.
- Переместите две палочки так, чтобы получилась буква «Е». Дайте ей характеристику.
- Переместите одну палочку так, чтобы получился «ь». Дайте ей характеристику.
- Положите одну палочку так, чтобы получилась буква «Б». Дайте ей характеристику.
III. Определение темы урока и постановка цели урока.
- Ребята откуда эти буквы?
- Чем мы пополним, сегодня, копилку наших знаний вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё. (алфавит)
- Определите тему урока?
- Сегодня мы завершим изучение всех букв и повторим весь алфавит. Будем учиться писать слова в алфавитном порядке.
IV. Развитие речевого аппарата.
- Кто может рассказать весь алфавит наизусть?
- кто попробует с буквы «К»?
- А кто с буквы «Ц»?
V. Основной этап.
-Напишите число и классная работа.
Каллиграфическая минутка.
ал фа вит
-Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился лучше всех.
- А вы знаете, что русский алфавит называется кириллицей, им пользуются все народы России, а также болгары, сербы. Буквы в русском алфавите расположены в определённом порядке, который надо будет выучить наизусть. Знать его нужно обязательно, потому что словари всех типов построены по алфавитному принципу. (Показ различных видов словарей)
Сколько букв в русском алфавите?
Скажите, на какие зоны разбита лента букв? (Красная – гласные, синяя – согласные, белая – знаки)
Верхний ряд гласных что показывает? (твёрдость согласного звука)
Нижний ряд? (мягкость согласного звука)
Какие согласные находятся в верхнем ряду? (Звонкие)
Какие согласные находятся в нижнем ряду? (Глухие)
Зачем нам нужна лента букв? (для характеристики букв и звуков)
Совпадает ли порядок букв алфавита и ленты букв?
А зачем нам нужен алфавит? ( для удобства пользования справочным материалом: словарей, энциклопедий, справочников и т. д.)
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
У реки остановилась
Над водою закружилась
И тихонько села на цветок.
Зачем нужен алфавит?
Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.
Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.
Это интересно знать.
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.
А знаете откуда появилось название АЛФАВИТ? Сейчас я вам расскажу.
Почему алфавит так назвали?
Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.
Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими, печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.
Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».
А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.
-Что такое азбука, алфавит? (Буквы, расположенные в определенном порядке).
- Ребята, а к нам сегодня прилетела гостья. Давайте мы ее обыщем, а вдруг она к нам не с добрыми намерениями. Проведем звуко – буквенный анализ
[ п ч и л а м а й а ]
Она также как и вы любит трудиться, но она к нам пришла не одна.
VI. Работа по теме урока.
- Наша пчела Майа очень любит порядок во всем. Давайте посмотрим.
(Работа с плакатом)
- Что это? (соты)
- Давайте поможем донести банки с медом в нужную ячейку. (На банках с медом наклеены буквы. Банки находятся на цветущей лужайке.)
- Что у нас получилось? (Алфавит.)
-Ребята, нам алфавит нужен для того, чтобы записывать слова в алфавитном порядке; в библиотеке, чтобы найти быстро нужную книгу; в справочниках и словарях, чтобы найти нужное слово и даже в зоопарке. Вы спросите, а зачем в зоопарке алфавит, так давайте послушаем стихотворение «Жил – был зверь на букву Ю».
Физкультминутка с использованием гимнастики для глаз.
VII.Продолжение работы по теме урока.
- Давайте в тетрадях запишем слова в алфавитном порядке : Пчела, бабочка, соты, мед, Юджи.
(Бабочка, мед, пчела. Соты, Юджи.)
Работа со стихотворением «Как хорошо уметь читать!»
Перед чтением зачитывается заголовок раздела.
- Со следующего урока у нас начнется послебукварный период.
- Какие книги вы читали сами, а какие - с родителями?
VIII. Итог урока
-С чем мы сегодня работали?
-Для чего нужен человеку алфавит?
-Давайте ещё раз повторим алфавит.
IX. Рефлексия.
! . ?
- Ребята, у вас на парте лежат 2 знака
Покажите "!" знак, если вы довольны своей работой на уроке, настроение хорошее.
Покажите "?" знак, если у вас остались вопросы, вам нужна помощь.