Приложение МААМ

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Алфавит»

Рамазанова Углангерек Шихкеримовна
Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Алфавит»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Алфавит»

Цели: Совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать; формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).

Задачи.

1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита, формированию орфографической зоркости первоклассников, становлению самоконтроля.

2. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

3. Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.

Темочки:

Оборудование урока. Раздаточный материал:

• счетные палочки;

• плакат в виде сот «Алфавит»;

• плакат «Летняя лужайка»;

• картинка «Пчела Майя» и «Бабочка» для физминутки».

Ход урока

I. Организационный момент

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

- Проверим, все ли у нас готово к уроку : учебник, тетрадь, ручка, счетные палочки.

- Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?

(Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум….)

Итак, мы начинаем наш урок.

II. Актуализация знаний

- Ребята, скажите, а для чего вы сегодня пришли в школу?

- Давайте еще и поиграем.

Игра «Собери букву»

- Возьмите 6 счетных палочек и составьте из них букву «О». Дайте ей характеристику.

- Уберите одну палочку так, чтобы получилась буква «П». Дайте ей характеристику.

- Переместите две палочки так, чтобы получилась буква «Е». Дайте ей характеристику.

- Переместите одну палочку так, чтобы получился «ь». Дайте ей характеристику.

- Положите одну палочку так, чтобы получилась буква «Б». Дайте ей характеристику.

III. Определение темы урока и постановка цели урока.

- Ребята откуда эти буквы?

- Чем мы пополним, сегодня, копилку наших знаний вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё. (алфавит)

- Определите тему урока?

- Сегодня мы завершим изучение всех букв и повторим весь алфавит. Будем учиться писать слова в алфавитном порядке.

IV. Развитие речевого аппарата.

- Кто может рассказать весь алфавит наизусть?

- кто попробует с буквы «К»?

- А кто с буквы «Ц»?

V. Основной этап.

-Напишите число и классная работа.

Каллиграфическая минутка.

ал фа вит

-Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился лучше всех.

- А вы знаете, что русский алфавит называется кириллицей, им пользуются все народы России, а также болгары, сербы. Буквы в русском алфавите расположены в определённом порядке, который надо будет выучить наизусть. Знать его нужно обязательно, потому что словари всех типов построены по алфавитному принципу. (Показ различных видов словарей)

Сколько букв в русском алфавите?

Скажите, на какие зоны разбита лента букв? (Красная – гласные, синяя – согласные, белая – знаки)

Верхний ряд гласных что показывает? (твёрдость согласного звука)

Нижний ряд? (мягкость согласного звука)

Какие согласные находятся в верхнем ряду? (Звонкие)

Какие согласные находятся в нижнем ряду? (Глухие)

Зачем нам нужна лента букв? (для характеристики букв и звуков)

Совпадает ли порядок букв алфавита и ленты букв?

А зачем нам нужен алфавит? ( для удобства пользования справочным материалом: словарей, энциклопедий, справочников и т. д.)

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

У реки остановилась

Над водою закружилась

И тихонько села на цветок.

Зачем нужен алфавит?

Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.

Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

Это интересно знать.

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.

А знаете откуда появилось название АЛФАВИТ? Сейчас я вам расскажу.

Почему алфавит так назвали?

Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.

Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими, печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.

-Что такое азбука, алфавит? (Буквы, расположенные в определенном порядке).

- Ребята, а к нам сегодня прилетела гостья. Давайте мы ее обыщем, а вдруг она к нам не с добрыми намерениями. Проведем звуко – буквенный анализ

[ п ч и л а м а й а ]

Она также как и вы любит трудиться, но она к нам пришла не одна.

VI. Работа по теме урока.

- Наша пчела Майа очень любит порядок во всем. Давайте посмотрим.

(Работа с плакатом)

- Что это? (соты)

- Давайте поможем донести банки с медом в нужную ячейку. (На банках с медом наклеены буквы. Банки находятся на цветущей лужайке.)

- Что у нас получилось? (Алфавит.)

-Ребята, нам алфавит нужен для того, чтобы записывать слова в алфавитном порядке; в библиотеке, чтобы найти быстро нужную книгу; в справочниках и словарях, чтобы найти нужное слово и даже в зоопарке. Вы спросите, а зачем в зоопарке алфавит, так давайте послушаем стихотворение «Жил – был зверь на букву Ю».

Физкультминутка с использованием гимнастики для глаз.

VII.Продолжение работы по теме урока.

- Давайте в тетрадях запишем слова в алфавитном порядке : Пчела, бабочка, соты, мед, Юджи.

(Бабочка, мед, пчела. Соты, Юджи.)

Работа со стихотворением «Как хорошо уметь читать!»

Перед чтением зачитывается заголовок раздела.

- Со следующего урока у нас начнется послебукварный период.

- Какие книги вы читали сами, а какие - с родителями?

VIII. Итог урока

-С чем мы сегодня работали?

-Для чего нужен человеку алфавит?

-Давайте ещё раз повторим алфавит.

IX. Рефлексия.

! . ?

- Ребята, у вас на парте лежат 2 знака

Покажите "!" знак, если вы довольны своей работой на уроке, настроение хорошее.

Покажите "?" знак, если у вас остались вопросы, вам нужна помощь.

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Использование на письме разделительного мягкого знака» Урок русского языка во 2 классе Дата проведения 24.01.2019 г. Тема урока: Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку во 2 классе «Заглавная буква в именах, фамилиях кличках животных» Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Заглавная буква в фамилиях, именах людей и кличках животных» УМК: «Школа России» Тип.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Алфавит»
Опубликовано: 31 марта 2021 в 21:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Алфавит»» (включая файлы) размещена пользователем Рамазанова Углангерек Шихкеримовна (УИ 1837402) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД