МААМ-картинки

Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Алфавит»

Рамазанова Углангерек Шихкеримовна
Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Алфавит»

Тема: «Алфавит»

Цели: Совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать; формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).

Задачи.

1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита, формированию орфографической зоркости первоклассников, становлению самоконтроля.

2. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

3. Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.

Публикация «Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему „Алфавит“» размещена в разделах

Оборудование урока. Раздаточный материал:

• счетные палочки;

• плакат в виде сот «Алфавит»;

• плакат «Летняя лужайка»;

• картинка «Пчела Майя» и «Бабочка» для физминутки».

Ход урока

I. Организационный момент

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

- Проверим, все ли у нас готово к уроку : учебник, тетрадь, ручка, счетные палочки.

- Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?

(Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум….)

Итак, мы начинаем наш урок.

II. Актуализация знаний

- Ребята, скажите, а для чего вы сегодня пришли в школу?

- Давайте еще и поиграем.

Игра «Собери букву»

- Возьмите 6 счетных палочек и составьте из них букву «О». Дайте ей характеристику.

- Уберите одну палочку так, чтобы получилась буква «П». Дайте ей характеристику.

- Переместите две палочки так, чтобы получилась буква «Е». Дайте ей характеристику.

- Переместите одну палочку так, чтобы получился «ь». Дайте ей характеристику.

- Положите одну палочку так, чтобы получилась буква «Б». Дайте ей характеристику.

III. Определение темы урока и постановка цели урока.

- Ребята откуда эти буквы?

- Чем мы пополним, сегодня, копилку наших знаний вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё. (алфавит)

- Определите тему урока?

- Сегодня мы завершим изучение всех букв и повторим весь алфавит. Будем учиться писать слова в алфавитном порядке.

IV. Развитие речевого аппарата.

- Кто может рассказать весь алфавит наизусть?

- кто попробует с буквы «К»?

- А кто с буквы «Ц»?

V. Основной этап.

-Напишите число и классная работа.

Каллиграфическая минутка.

ал фа вит

-Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился лучше всех.

- А вы знаете, что русский алфавит называется кириллицей, им пользуются все народы России, а также болгары, сербы. Буквы в русском алфавите расположены в определённом порядке, который надо будет выучить наизусть. Знать его нужно обязательно, потому что словари всех типов построены по алфавитному принципу. (Показ различных видов словарей)

Сколько букв в русском алфавите?

Скажите, на какие зоны разбита лента букв? (Красная – гласные, синяя – согласные, белая – знаки)

Верхний ряд гласных что показывает? (твёрдость согласного звука)

Нижний ряд? (мягкость согласного звука)

Какие согласные находятся в верхнем ряду? (Звонкие)

Какие согласные находятся в нижнем ряду? (Глухие)

Зачем нам нужна лента букв? (для характеристики букв и звуков)

Совпадает ли порядок букв алфавита и ленты букв?

А зачем нам нужен алфавит? ( для удобства пользования справочным материалом: словарей, энциклопедий, справочников и т. д.)

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

У реки остановилась

Над водою закружилась

И тихонько села на цветок.

Зачем нужен алфавит?

Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.

Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

Это интересно знать.

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.

А знаете откуда появилось название АЛФАВИТ? Сейчас я вам расскажу.

Почему алфавит так назвали?

Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.

Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими, печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите быстро-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.

-Что такое азбука, алфавит? (Буквы, расположенные в определенном порядке).

- Ребята, а к нам сегодня прилетела гостья. Давайте мы ее обыщем, а вдруг она к нам не с добрыми намерениями. Проведем звуко – буквенный анализ

[ п ч и л а м а й а ]

Она также как и вы любит трудиться, но она к нам пришла не одна.

VI. Работа по теме урока.

- Наша пчела Майа очень любит порядок во всем. Давайте посмотрим.

(Работа с плакатом)

- Что это? (соты)

- Давайте поможем донести банки с медом в нужную ячейку. (На банках с медом наклеены буквы. Банки находятся на цветущей лужайке.)

- Что у нас получилось? (Алфавит.)

-Ребята, нам алфавит нужен для того, чтобы записывать слова в алфавитном порядке; в библиотеке, чтобы найти быстро нужную книгу; в справочниках и словарях, чтобы найти нужное слово и даже в зоопарке. Вы спросите, а зачем в зоопарке алфавит, так давайте послушаем стихотворение «Жил – был зверь на букву Ю».

Физкультминутка с использованием гимнастики для глаз.

VII.Продолжение работы по теме урока.

- Давайте в тетрадях запишем слова в алфавитном порядке : Пчела, бабочка, соты, мед, Юджи.

(Бабочка, мед, пчела. Соты, Юджи.)

Работа со стихотворением «Как хорошо уметь читать!»

Перед чтением зачитывается заголовок раздела.

- Со следующего урока у нас начнется послебукварный период.

- Какие книги вы читали сами, а какие - с родителями?

VIII. Итог урока

-С чем мы сегодня работали?

-Для чего нужен человеку алфавит?

-Давайте ещё раз повторим алфавит.

IX. Рефлексия.

! . ?

- Ребята, у вас на парте лежат 2 знака

Покажите "!" знак, если вы довольны своей работой на уроке, настроение хорошее.

Покажите "?" знак, если у вас остались вопросы, вам нужна помощь.

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Использование на письме разделительного мягкого знака» Урок русского языка во 2 классе Дата проведения 24.01.2019 г. Тема урока: Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку во 2 классе «Заглавная буква в именах, фамилиях кличках животных» Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Заглавная буква в фамилиях, именах людей и кличках животных» УМК: «Школа России» Тип.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему «Алфавит»
Опубликовано: 31 марта 2021 в 21:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД