Анна Украинцева
Открытый урок по предмету «Народное творчество» в школе-интернате
▼ Скачать + Заказать документы
План открытого урока по «Народному творчеству» преподавателя Украинцевой А. А в классе 3/8 ФГТ школы-интернат.
Дата проведения урока : 13 апреля 2021 года.
Тема урока : «Народный календарь. Весенние традиции и обряды».
Цель урока : Знакомство детей весенним с праздником Сороки. Знакомство с обрядом «Закликание весны», изготовление обрядового печенья «Жаворонки».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Открытый урок по предмету „Народное творчество“ в школе-интернате» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- обогащение знаний учащихся о жизни наших предков;
- изучение веснянок, закличек;
- знакомство с устным народным творчеством.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народным традициям;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе;
- воспитание дружбы, товарищества.
Развивающие :
- развитие интереса к изучению народных традиций;
- развивать творческие способности детей;
- развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: Жарочный шкаф, стол, стул, разделочные доски, кисточки, краски тесто, детали для изготовления кормушки для птиц,
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение цели и хода мероприятия.
2. Рассказ о празднике Сороки.
3. Изготовление и выпекание из пресного теста жаворонков.
4. Изготовление кормушек для птиц.
5. Пение заклички - веснянки «Чувиль-виль-виль».
Преподаватель: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с праздником весеннего цикла, который называется Сороки. По народному календарю он приходится на 22 марта. В этот мартовский день считалось, что зима уходит и весна вступает в свои права. Про этот день говорили: «На Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается», Ребята, а что происходит с природой весной?
(Ответы детей)
Преподаватель: Наши предки считали, что именно с этого дня начинали прилетать певчие птички, в их числе и жаворонки. Но чтобы они прилетели в этот день было принято печь обрядовое печенье - «Жаворонки». Традиционно их пекли из ржаной или овсяной муки. Для этого заводили дрожжевое тесто. Как тесто было готово, из теста раскатывали небольшой жгут, связывали его в узелок, а концы вытягивали. С одной стороны узелка получалась головка, а с другой хвостик. Вместо глаз вкладывали изюминки, а хвостик расплющивали и надрезали ножом. Еще иногда в жаворонка клали монетку. Считалось, кому попадется жаворонок с монеткой, тот будет счастлив весь год. Ребята, давайте и мы с вами сделаем этих прекрасных птичек.
(изготовление обрядового печенья «Жаворонки»)
Преподаватель: После того, как птички были готовы дети выходили с ними на улицу и начинали кликать птичек. Все считали, что прилетая птички на своих крылышках принесут теплые лучики солнца из теплых стран. Дети подбрасывали своих птичек вверх и пели закличку. Давайте и мы с вами выучим одну из них.
Чувиль, виль, виль, жаворонушки!
Уж, вы, матушки!
Прилетите к нам, принесите нам!
Весну-красную, лето теплое! У-у-у-у!
Преподаватель: А вот и наши птички к нам прилетели. Прямо из печки. Ну, а пока они остывают мы с вами позаботимся о прилетевших птичках и сделаем для них кормушки.
(Изготовление кормушек)
Преподаватель: Ну, что ребята понравилось вам сегодняшнее занятие? Для вас есть домашнее задание. Найти и самостоятельно разучить закличку.
Список литературы
1. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / авт. -сост. : Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 336 с.
2. Белов Н. В. Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день / Н. В Белов. – М. : Харвест, 2010. – 384 с.
3. Каргин А. С. Музыкально-певческий фольклор: программы обучения, сценарии, опыт: сборник материалов / сост. А. С Каргин. – М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012. – 384 с.
4. Рублев А. В., Рублева Т. С. Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура: Программно-методический сборник. – Новосибирск: НП Издательский дом «Историческое наследие Сибири», 2007. – 256 с.
5. Чикунова Н. А. Прянична доска: учебно-методическое пособие/ Н. А Чикунова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2017. – 180 с.