Иванова Галина Анатольевна
Открытый урок по окружающему миру на тему «Части растений» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ Козловская СОШ
Открытый урок
Тема:
«Части растений»
в 1 классе
Учитель начальных классов
Иванова Галина Анатольевна
2024год
Задачи урока :
• Выяснить признаки, общие для всех растений, черты сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев;
Публикация «Открытый урок по окружающему миру на тему „Части растений“ в 1 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
• познакомить с новым термином «органы растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена, выяснить значимость каждой части растения, выполнять практическую работу в группах;
• развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;
• способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;
• прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;
• воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
• Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;
• Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
• Формировать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД:
• развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
• осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;
• использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.
Коммуникативные УУД:
• учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• строить речевое высказывание в устной форме.
Оборудование:
• учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь;
• PPT «Части растения»;
• карточки для доски (части растения, корень, стебель, плод, цветок, листья).
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня на нашем уроке много гостей, давайте поприветствуем их.
- Настроимся на продуктивную работу. Улыбнитесь друг другу и мне.
2. Актуализация знаний.
– На какие 2 группы можно разделить все объекты природы? (Живая и неживая природа)
– Чем объекты живой природы отличаются от неживой? (Дышат, питаются, растут, движутся, размножаются, умирают)
– На прошлом уроке мы узнали о необыкновенных царствах, существующих в живой природе. Назовите эти царства. (Растения, животные, грибы, бактерии). (Слайд 1)
3. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир живой природы.
– Посмотрите сценку, которую для вас приготовили ребята и постарайтесь сформулировать тему урока и поставить задачи.
Сценка «Спор частей растения». (Слайд 2)
Заспорили как-то органы растения : кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!
Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по– разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко»
– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…
– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Все они важны и необходимы растениям : и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они части одного организма.
– Кто догадался в какое царство мы отправляемся? О чем будем говорить на уроке? (О растениях, частях растения их значимости). (Слайд 3)
4. Работа над новым материалом
– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)
– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.
– Кто первый начал спор? (Корень)
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)
– Давайте проверим правильно вы ответили. (Слайд 4,5,6)
• ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
• БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
• УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ
– Кто вторым вступил в спор? (Листья)
– У всех растений листья одинаковые по форме, размеру?
– Вспомните, какую основную функцию выполняют листья растений? (Выделяют кислород)
– Что ещё можете сказать о листьях? Посмотрите в окно… (Растения сбрасывают листья)
– Хотите узнать ещё интересное о листьях? (Рассказ о растениях хищниках). (Слайд 7)
ФИЗМИНУТКА. (Слайд 8)
– Какие ещё части растения участвовали в споре? (Стебель)
– Для чего растению стебель?
–У всех ли растений стебли одинаковые?
– Вспомните следующую часть растений. (Цветы)
– Зачем цветы нужны растению? (Для размножения)
– Назовите оставшуюся часть растения? (Плоды)
– Где образуются плоды, для чего они нужны?
– Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой – либо части?
(Все части растения важны, они составляют единый организм.) (Слайд 9)
5. Закрепление новых знаний
1. Работа с учебником.
– Найдите на рисунке части, растения.
– Поставьте номера, соответствующие частям растения. (Слайд 10)
2. Отгадывание загадок и определение частей растений, употребляемых в пищу человеком. (Слайд 11,12)
– К нам в гости пришла Осень. Давайте заглянем к ней в корзинку и определим, какую часть растений мы употребляем в пищу?
(Девочка-осень загадывает загадки, показывает овощи-отгадки)
Нужнее всех из овощей
Для винегретов и борщей
Из урожая нового
Красавица лиловая. (Свекла – корнеплод)
Все узнают молодца,
Что растет на грядке :
Он побольше огурца,
Толстый он и гладкий. (Кабачок – плод)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (Лук – видоизмененный побег)
Нарядилась Алёна
В сарафанчик свой зелёный,
Завила оборки густо.
Узнаёшь её?. (Капуста – листья)
6. Работа по Тетради
7. Игра «Да – нет»
(закрепление знаний о том, что из семян вырастают новые такие же растения).
Учитель задаёт вопросы, а ученики при ответе “да” поднимают руки вверх и делают хлопок над головой. При ответе “нет” разводят руки ладошками вверх, как бы говоря: “А вот и нет!”.
– Верно ли, что плоды образуются на листьях? (нет)
– Внутри плодов находится семена? (да)
– Плоды находятся внутри семян? (нет)
– Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)
– Яблоко – это плод? (да)
– Из семян картофеля вырастает клубника? (нет)
– У помидора есть внутри семена? (да)
– Если их посадить в землю, то вырастут новые помидоры? (да).
8. Закладывание длительного эксперимента.
- Ребята, а хотите понаблюдать за превращением семени в растение? Заложим длительный эксперимент – посадим во влажную землю семена гороха. Ваша задача – внимательно следить за происходящим, не забывая при этом поливать растение.
9. Связь живой и неживой природы.
– Прочитайте народные приметы (Слайд 13)
КОЛИ В МАЕ ДОЖДЬ, БУДЕТ И РОЖЬ.
КАКОВА ЗЕМЛЯ, ТАКОВ И ХЛЕБ.
АПРЕЛЬ С ВОДОЙ, А МАЙ С ТРАВОЙ.
ВЕСНА ДНЕМ КРАСНА.
– Как в народных приметах показана зависимость растений от неживой природы?
– Что нужно растению для жизни? (Свет, тепло, вода, почва)
10. ВЫВОД. (Слайд 14)
Все части растения важны. Все они необходимы растениям : и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.
11. Итог урока. (Слайд 15)
Продолжите предложения, выбрав начало словами:
«Я узнал …»
«Я повторил …»
«Я удивился …»
«Я запомнил …»
- Как вы считаете, достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
- Кто сможет подвести итог урока по буклету?
- А сейчас я прошу вас оценить свою работу на уроке.
Приготовьте фишки.
- Кому было интересно и всё понятно, поднимите фишку зелёного цвета.
-Кому было интересно, но встретились трудности – жёлтую фишку.
- Кому было трудно и неинтересно – красную фишку.
- Спасибо за урок. Урок окончен!