Иван Владимирович Нестеров
Открытый урок по физике «Влияние влажности воздуха на здоровье человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока:
влияние влажности воздуха на здоровье человека
Цели урока: познакомить учащихся с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, точка росы; со способами измерения влажности; ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
2. Продемонстрировать различные способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — гигрометра, психрометра.
3. Организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний.
4. Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему поисково-творческий характер.
Развивающие:
1. Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.
2. Развивать умение анализировать информацию, пользоваться таблицами, справочниками.
3. Развивать умение видеть физические явления в окружающем мире.
Воспитательные:
Показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: урок с элементами системно-деятельностного подхода.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, в парах постоянного состава, индивидуальная.
Планируемые результаты:
1) предметные:
· знать, что такое влажность воздуха, абсолютная и относительная влажность, точка росы;
· объяснять зависимость давления и плотности насыщенного пара при различной температуре;
2) личностные:
· коммуникативные умения, творчество;
· умение добывать информацию в ходе эксперимента;
3) метапредметные:
· овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
· развитие экспериментальных умений;
4) межпредметные:
· осознание целостности, неразрывности изучаемых дисциплин (физики с литературой, биологией, ОБЖ).
Формируемые УУД:
регулятивные: постановка и формулирование цели, определение проблемы, планирование последовательности действий, контроль и оценивание достигнутых результатов, анализ и систематизация информации представленной различными способами; осуществление самоконтроля за уровнем освоения знаний изученного материала;
познавательные: углублять знания о насыщенном паре, объяснять причину
появления росы, тумана, ориентироваться в учебнике, определять тему;
коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге, формулировать свои мысли и высказывать свое мнение,
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование: психрометрическая таблица, таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре, изображение гигрометра и психрометра, психрометр, губка, миска с водой,пипетка, интерактивная доска, компьютер, проектор, учебники, рабочие тетради.
План урока:
Приветствие:
Давайте друг друга поприветствуем (встают).
- Здравствуйте ребята, присаживайтесь.
Для начала давайте вспомним:
Какую тему мы сейчас проходим? - Тепловые явления
Что мы изучали на прошлом уроке? - Испарение, конденсация, насыщенный /
не насыщенный пар. Динамическое равновесие
Дать определения.
Теперь давайте рассмотрим вот такую жизненную ситуацию:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Понял - тяжело дышать:
В горле сухость, нос болит.
Что же это? Вдруг КОВИД?
Ребята, давайте подумаем, чем может вызвано такое состояние, если он не болеет?
//воздух сухой … (если заминка - он забыл выключить обогреватель на ночь)
Чтоб стало полегче он пошёл принять горячий душ.
Пока был в ванной комнате заметил, что стены и предметы стали влажными.
- Как вы думаете - Почему это произошло?
// т. к. стены и предметы были холодными и на них образовался конденсат.
//по рассуждать что пар это вода.
Верно, от горячей воды образовалось много пара, пар остыл - образовался конденсат. Как раз то что мы изучали.
Ребята мы рассмотрели с вами вот такой случай.
Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?
Влажность воздуха.
Давайте выберем цель урока:
//дети предлагают определить понятие влажности, какой буквой обозначается, единица измерения, приборы которыми измеряется влажность воздуха.
Цель: Знакомство с физической величиной: влажность воздуха.
Задачи:
• Познакомиться с понятием влажность воздуха, выяснить от каких параметров она зависит, как вычисляется.
• Рассмотреть принцип действия приборов, с помощью которых измеряют влажность воздуха.
• Изучить влияния влажности воздуха на жизнедеятельность человека и функционирование оборудования.
• Предложить варианты по нормализации влажности воздуха.
.
Ребята как вы думаете, что такое влажность воздуха (своими словами)
// ответы
И так, мы пришли к выводу что влажность воздуха — это содержание водяного пара в атмосфере.
Давайте подумаем всегда ли количество водяного пара в воздухе одинаково или может меняться с течением времени?
// ответы.
Мы с вами выяснили, что влажность воздуха связана с содержанием паров воды в атмосфере.
Как вы думаете, влажность воздуха – важное для нас явление или нет?
(Учащиеся отвечают и аргументируют ответ на основе сделанных записей).
Да, влажность воздуха – важное явление, поэтому необходимо научиться её определять. В воздухе содержаться водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность воздуха. Учащиеся самостоятельно, индивидуально выясняют единицу измерения абсолютной влажности.
№2 Вопрос Ответ
Назовите единицы измерения массы? г
Назовите единицы объёма? м3
В каких единицах измерения удобнее выразить массу водяных паров в единицы объёма? г/м3
В чём будет измеряться влажность?
Учащиеся: Абсолютную влажность принято выражать в единицах г/м3 и обозначается так же, как и плотность.
Учитель: Например, абсолютная влажность воздуха 50 г/м3.
Много это или мало? Какой прогноз нас ожидает?
(Учащиеся затрудняются).
Вы правы - Для ответа недостаточно данных. Нужно сравнить это число с чем-нибудь.
Абсолютная влажность просто показывает сколько в воздухе находится водяного пара.
Поэтому бОльшее практическое применение имеет именно значение относительной влажности воздуха.
Давайте вспомним какое математическое действие позволяет сравнивать однородные величины друг с другом? (Деление). Во сколько раз.
Верно, нужно найти отношение двух величин, поэтому влажность, которую мы сейчас определим, будет называться относительной.
Значит мы вычисляем отношение плотности насыщенных паров к плотности воздуха при данной температуре.
Чтобы вычислить влажность воздуха по этой формуле нам нужно будет выполнить очень много вычислений и поэтому существуют приборы, с помощью которых относительную влажность воздуха можно быстро определить.
Для измерения относительной влажности в классе используем психрометр.
Заметим показания сухого и влажного термометров и определим значение влажности в группах по таблицам.
они определили.
как вы думаете какая это влажность нормальная или нет?
Чтобы это выяснить давайте проведём небольшую исследовательскую работу.
7 минут.
1 группа влияние влажности воздуха на здоровье человека
2 группа влияние влажности на технику и оборудование
3 группа ищет информацию о методах изменения влажности воздуха
ребята пока вы находите ответы на вопросы сразу определитесь кто у вас в группе будет докладчиком
ищут информацию
перед докладами – какая же влажность норма?
Оптимальной относительной влажности воздуха считаются показания от 40% до 60% но в нашей жизни не всегда получаются такие условия.
Обсуждаем то что нашли.
Учитель: Вернёмся к вопросам, которые мы обсудили, и кратко ответим на них.
• В чем причина появления влажности?
• Как она себя проявляет?
• Что такое влажность воздуха?
• На что влияет влажность?
• Зачем нам нужны знания о влажности?
• Какие величины её характеризуют?
• Как её можно определить?
• VIII Домашнее задание
• 1. §19 учебника
2. Опорный конспект
3. Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку доклад по теме: «Значение влажности воздуха в жизни природы и человека»
IX Рефлексия
• Что нового узнали?
• Что является важным?
• Оцените степень своей самостоятельности на уроке?
• Что было сложным?
Благодарю всех за активную работу. До свидания.