Эльвира Рахматулина
Открытое занятие в старшей группе «Прогулка в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Закрепить знания детей о времени года – весне, о её признаках; закрепить знания о перелетных птицах: граче, скворце и жаворонке; дать знания детям о строении гнезд грача, скворца, дятла, ласточки, соловья; развивать умение изготавливать жаворонков из бумаги.
2. Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы; развивать самостоятельность детей при изготовлении поделки; развивать умение работать дружно в коллективе.
3. Поддерживать проявление интереса к природе, к наблюдению за птицами; воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Прогулка в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Познавательное развитие: воспитывать интерес к наблюдениям за птицами, бережное отношение к ним; уточнить и расширить представления детей о признаках весны, о перелетных птицах;
Социально-коммуникативное развитие: совершенствовать трудовые навыки в процессе работы, навыки коллективного труда (обсуждать, распределять этапы работы); навыки работы ножницами; учить убирать материалы, приводить в порядок рабочее место; воспитывать желание трудиться на общую пользу, стремление оправдать доверие взрослого, проявлять в труде доброжелательность, уважение к работе других.
Поддерживать проявление интереса к природе, к наблюдению за птицами; воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Художественно-эстетическое развитие: развивать умение принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания поделки. Развивать умение эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности.
Физическое развитие: закрепить умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; совершенствовать ориентировку в пространстве
Речевое развитие:совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы; продолжать развивать умение чётко и полным предложением отвечать на вопросы; развивать связную речь детей, обогащать их словарь.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, компьютер;аудиозаписи «Звуки весеннего леса»,«Шум дождя», видеоролики «Жаворонок прилетел», «Грач», «Скворец», мелодия «Волшебный лес»; для декорации макеты деревьев, импровизированное бревно, листья сухие, картинки для составления рассказа о скворце, цветной картон, клей, ножницы, простые карандаши, цветная бумага для изготовления жаворонков, дырокол, схема выполнения птицы, контейнер для мусора, схема соблюдения безопасности, влажные салфетки, большой жаворонок с отдельными перьями для склеивания детьми, комплект игры «Чье гнездо?»; палочки Кьюзенера для конструирования гнезд птиц.
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Признаки весны», «Весенние месяцы» ;
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин; проведение дидактических игр «Времена года» ;
Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка»,В. Бианки «Победы весны», К. Ушинского «Весна», заучивание стихотворений И. Токмаковой «Весна», Е. Баратынского «Весна»;
Разучивание игры «Перелет птиц», «Когда это бывает», «Покажи без слов» «Совушка»,физминутки «В лесу гуляли», закличку весны.
Прослушивание аудиозаписей «Птицы в лесу», «Звуки окружающего мира».
Ход занятия:
(Дети входят в зал и садятся на стулья полукругом. Воспитатель стоя читает стихотворение)
Тают льдинки и сосульки,
И ручьи к реке стекают.
Весело крича нам с неба,
С юга птицы прилетают.
Просыпаются деревья,
На них почки набухают.
Радуясь теплу и солнцу,
Цветы в поле расцветают.
Ребята, о каком времени года я прочитала стихотворение? (дети отвечают)Верно, о весне. Какие характерные признаки весны вы знаете? (Тает снег и лед, солнце светит ярко и греет, капель, появляются первые проталинки на земле, дни становятся длиннее, а ночи короче, бегут весенние ручейки, зимнюю одежду меняют на весеннюю, вся природа просыпается от зимнего сна, на деревьях и кустах набухают почки, птицы прилетают с теплых стран)
Мы сегодня отправимся в весенний лес и посмотрим, как он преображается. Но в лесу есть свои правила. Люди говорят: «Один человек в лесу оставляет след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню» Не вытаптывайте зря лесные полянки. Давайте оденемся, ведь в лесу еще холодно (импровизация сбора в лес). Итак, в путь! (дети подходят с воспитателем к импровизированному лесу, просматривают видеоролик «Весенний лес»)Вот мы и пришли в лес. Слышите пение птиц? (аудиозапись «Звуки весеннего леса») Это первые весенние птицы, прилетевшие с юга. (Садятся на импровизированное бревно). Ребята, какие птицы прилетают первыми к нам? (грачи, скворцы). Первыми прилетают грачи (видеоролик)Грачи похожи на ворону. Они ходят по пашне и поедают жуков, червяков, личинок. Свои гнезда грачи делают из тонких прутиков и соломы на самой верхушке дерева и их строят близко друг к другу по несколько гнезд на одном дереве. (вопросы детям) Чем грачи питаются? Из чего делают гнездо и как располагают (ответы детей) Позже прилетают и другие птицы. Какие? (ласточки, кукушка, соловьи.)Молодцы! Одним из первых прилетает к нам скворец. Они охотно заселяют искусственные гнездовья – скворечники (видеоролик о скворце). Посмотрите на картинки (на экране три картинки про скворца). Давайте с вами попробуем составить рассказ о жизни скворца по ним ( три изображения: 1. Дети готовят скворечник. 2. Скворец прилетел в готовый скворечник. 3. Скворец кормит птенца). Заметьте, скворцы живут в скворечниках, а другие птицы сами себе вьют гнезда. Например, ласточка (показ картинки) строит свое гнездо из комочков сырой земли, скатывает в шарики и склеивает собственной слюной к стене сарая или дома.
Соловей (показ картинки)гнездо устраивает обычно на земле у корней кустарника, иногда в куче осенних сухих листьев.
Дятел могучим клювом выдалбливает дупло в дереве. Птенцы сидят в своей деревянной крепости и не боятся хищников.
(Дидактическая игра «Чье гнездо») А сейчас поможем птицам найти свои гнезда (на полу разложены картинки с изображением гнезд и птиц). Вам необходимо подобрать каждой птице её гнездо. Вспомните то, о чем я вам сейчас рассказывала.
Отлично справились. Вы не нашли гнездо кукушки неспроста, на самом деле у кукушки нет своего гнезда. Свои яйца она откладывает в чужие гнезда, и её птенцов воспитывают другие птицы.
Давайте немного прогуляемся по лесу (физкультминутка под звуки леса)
Мы в лесу весеннем целый день гуляли,
(ходьба друг за другом с наклоном вперед и разведением рук в стороны)
Любовались травкой, воздухом дышали.
Травкой под ногами выстлана земля,
Идем на носочках, ступая слегка.
(ходьба на носках)
Вот деревья встали у нас на пути.
Обежать их надо или обойти
(ходьба и бег змейкой чередуются)
Тучка-невеличка дождь прислала нам,
(бег врассыпную)
Побежим под дерево, спрячемся мы там
(спрятались под деревом, звук шума дождя)
Тише, вы слышите? (дети обращают внимание на экран; видео жаворонка)Это жаворонок. Раньше в домах пекли из теста этих птиц, раздавали их детям. А дети с жаворонками выбегали на пригорки и кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студёную зиму унесите,
Тёплую весну принесите.
Таким образом, дети закликали жаворонков, а вместе с ними и весну-красну. Предлагаю сделать бумажных жаворонков и нам, но для этого попрощаемся с лесом, не будем тревожить его жителей (машут руками лесу)Ребята, занимается места за столами (садятся за рабочие места, где заранее разложены заготовки для изготовления жаворонков; затем обращают внимание на схему выполнения жаворонка и комментируют)
Сегодня мы попробуем сделать такого же жаворонка, которого мы заберём домой, чтобы он принес вашему дому мир, добро и любовь. Поэтому, ребята, нужно делать эту птицу с хорошим настроением, добрыми мыслями.
Для начала вспомним правила безопасности при изготовлении жаворонка, глядя на схему (проговаривают правила безопасности при работе:острие ножниц держим от себя, не машем ими друг перед другом, фломастеры и клей после использования закрываем колпачками, обрезки бумаги собираем в специальный контейнер, который стоит на столе, после себя оставляем порядок и чистоту. После выполнения работы руки протираем с помощью влажных салфеток).
Перед вами схема выполнения жаворонка, давайте прочитаем её.
(По шаблону нужно обвести контуры тела птиц, вырезать.
Из двух прямоугольных листов цветной бумаги нужно сложить гармошки.
Более длинную гармошку протянуть через отверстие, проделанное в туловище птички, и развести её концы в стороны, как крылья.
Короткую гармошку прикрепить сзади на хвосте с помощью клея.
(Во время изготовления поделки обратить внимание детей на то, что нужно хорошо отглаживать сгибы, складывая гармошку, делать ровные отвороты; дети выполняют работы под фонограмму звуков природы «Голоса птиц»).
А теперь возьмем в руки наших жаворонков и позовем весну.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким
С дождями, ливнями.
С хлебами обильными»
Посмотрите на этого жаворонка, чего не хватает на нем? (хвоста) Правильно. Мы с вами перьями обклеим заднюю часть и получим хвост. Здесь перья трех цветов: если вам понравилось сегодняшнее общение и прогулка по лесу, то прикрепите красное перо; если не все понравилось – зеленое, а если вам не понравилось – синее (дети наклеивают перья). Посмотрите, какая красивая птица получилась! Повесим жаворонка в нашей группе, пусть и у нас царит добро, дружба и понимание (дети помогают вешать птицу).
А сейчас, можете попробовать построить гнездо своим птицам из цветных палочек (приглашение в центр конструирования)