Жанна Веселова
Открытое занятие в практике дополнительного образования детей
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации.
Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение.
Публикация «Открытое занятие в практике дополнительного образования детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Занятие в учреждении дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности; в отличие от школьного урока, основанного на стандартизированном программном материале, оно носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся.
Очень часто дальнейшее успешное обучение детей какому-либо виду деятельности зависит от самого первого занятия. Если занятие получится интересным, содержательным и эмоциональным, то у детей останется яркое впечатление и желание продолжать обучение с усердием и старанием. Поэтому нашей задачей, особенно на вводном занятии является помочь ребенку достичь положительного результата, мотивировать его на будущую деятельность. При этом важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние ребенка, изменить ритм и стиль его деятельности, его взаимоотношение с окружающим.
Важно отметить и психологические особенности вводного занятия :
• преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения);
• создание имиджа педагога дополнительного образования;
• определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы;
• предъявление норм взаимоотношений между обучающимися в группе, стиля общения;
• создание атмосферы быстрого знакомства. Организационные особенности; использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты);
• быстрое включение детей в деятельность.
Составление плана-конспекта занятия - обязательное требование. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты: цели и задачи занятия; методы и приемы работы с детьми; задания, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы; структура занятия; список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы; ожидаемые трудности и способы их преодоления; проверка эффективности занятия и анализ его результатов.
Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я. А. Каменским:
• научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
• природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
• последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
• доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
• сознательности и активности;
• наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
• индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
• заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
• обеспечение отбираемой информации.
Учебное занятие-это :
-модель деятельности педагога и детского коллектива;
-ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;
-время, в течении которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.
Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать вн6имание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке открытого учебного занятия?
Для того чтобы открытое занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, педагогу нужно учесть дидактические требования к современному занятию и тщательно подготовиться:
• поставить комплексную цель (обучающую, воспитательную, развивающую, создать мотивацию предстоящей деятельности;
• отобрать соответствующие поставленным целям и психолого- педагогическим особенностям детского коллектива содержание обучения в соответствии с требованиями образовательной программы;
• реализовать на занятии все дидактические принципы обучения;
• использовать спектр педагогических и игро-технических средств, способов, приемов, процедур, позволяющих придать занятию яркую эмоциональную окраску, обеспечить доказательность предъявляемых педагогом положений, расширить иллюстративную базу и т. д.
• четко продумать логику и преемственность этапов учебного занятия;
• создать благоприятный климат на занятии; пробудить активность каждого ребенка, добиться их включения в работу, заинтересовать.
• побудить получать знания и приобретать конкретные умения.
• выявить степень удовлетворенности и заинтересованности детей занятием.
В настоящее время в дополнительном образовании принята следующая классификация занятий :
* комбинированные - изложение материала, проверка домашнего задания и изученного, закрепление полученных знаний;
*подача нового материала;
*повторение и усвоение пройденного - контрольные и проверочные работы, зачет, анализ полученных результатов;
*закрепление знаний, умений и навыков - постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
* применение полученных знаний и навыков - прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие-осмысление-запоминание-применение- обобщение- систематизация.
Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и воспитанников.
Этап мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.
При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех учеников и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.
План открытого занятия – личное дело педагога.
Главное – чтобы оно отличалось целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и ребенка.