Дарья Великохацкая
Открытое занятие в подготовительной группе «Экскурсия в картинную галерею»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к миру изобразительного искусства
Задачи:
Развивающие: развивать эстетическое восприятие через художественное слово, творческое воображение, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.
Воспитательные: вызвать интерес к произведениям изобразительного искусства русских художников Третьяковской галереи, эмоциональный отклик на настроение живописных полотен
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Экскурсия в картинную галерею“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музейная педагогика в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Образовательные: учить видеть художественные средства создания образа, различать цветовые оттенки; закрепить у детей представления о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности.
Словарная работа: жанр, живопись, натюрморт, пейзаж, портрет, палитра (богатая - сдержанная, теплая - холодная)
Предварительная работа:
1. рассматривание репродукций картин разных жанров;
2. составление описательных рассказов по картинам;
3. проведение дидактических игр «Составь натюрморт», «Нарисуй пейзаж», «Найди картину по палитре»;
4. чтение стихотворений о природе;
5. наблюдение за природой на участке детского сада,
Материал для занятия :
1. репродукции картин каждого жанра;
2. отрывки из музыкальных произведений;
3. материал для дидактических игр: «Собери натюрморт», «Составь портрет» .
4. Демонстрация видео с изображением картин «Третьяковской галереи»
Ход занятия
Мотивационный момент.
Воспитатель:
Это место так чудесно,
Здесь всё очень интересно,
Здесь картины в ряд стоят,
Посмотреть на них велят
Как же место то зовётся?
Есть ответ у нас один,
Это выставка ….(картин)
-Дети, сегодня я хочу пригласить Вас на экскурсию в картинную галерею.
-Как вы думаете, что там можно увидеть?
Ответы детей.
Воспитатель:
-Верно, картины.
Картинная галерея – это помещение, дом-музей, где хранятся картины. Туда люди приходят ими любоваться.
- Кто работает в картинной галерее?
Ответы детей.
(Экскурсоводы, хранители музейных ценностей, реставраторы)
Воспитатель:
Мы на выставку идём
Как себя мы там ведём?
Воспитатель: Помните правила поведения в выставочном зале?
Ответы детей:
(не шуметь, громко не разговаривать, ходить тихонько, не топать, картины руками не трогать, внимательно слушать экскурсовода).
Воспитатель: Кто же создает картины?
Ответы детей.
Правильно, художник.
-А как еще можно назвать картины?
Ответы детей.
-Произведения живописи.
Воспитатель:
- Давайте вспомним, что такое живопись?
Ответы детей.
Воспитатель:
Живопись – это один из видов изобразительного искусства.
Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.
Рисование на ту или иную тему называется «Жанр». Мы сегодня повторим разные жанры живописи.
- Давайте создадим себе хорошее настроение перед экскурсией.
Психогимнастика «Я – солнышко».
«Я - маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом.
Я – большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю тепло всей земле и всем людям. Я – вдыхаю тепло, я лечу над землей и освещаю ее».
Воспитатель:
- Приглашаю Вас в первый зал.
- Ребята, посмотрите, сколько красивых картин. Рассмотрим внимательно каждую картину и вспомним, к какому жанру живописи она относится?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Ребята, как вы поняли, что это натюрморты?
Ответы детей.
Ребенок читает стихотворение:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу,или торт
Или все предметы сразу-
Знай, что это - натюрморт.
Воспитатель:
Замечательная картина Евгения Владимировича Зуева «Дары леса». Полюбуйтесь ею. Как вы думаете, почему автор так её назвал? Что здесь изображено?
Ответы детей: - Всё то, что изображено на картине растет в лесу и всё это нам дарит лес.
Воспитатель:
- А что означает слово «дар»?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, дар – это значит доставить радость, найти что-нибудь красивое, нарядное, нужное, вкусное и подарить тому, кого ты любишь. Речь здесь идет о лесе
Воспитатель:
- Художник обращает наше внимание на обилие, богатство, естественную красоту и разнообразие форм, цветов и оттенков природных даров. Художник прославляет щедрость лесов, красоту осенних лесных даров.
Воспитатель: Глядя на картину, что мы видим?
Ответы детей.
Предполагаемое описание (художник предлагает нам полюбоваться тому, как много вырастил лес, какое разнообразие ягод. Вот в туеске лежит спелая сочная смородина, рядом кисловато-красноватая клюква, сверкают рассыпанные гроздья рябины. А какое обилие грибов. Тут и белые грибы, и маслята, разноцветные сыроежки, рыжие лисички)
Воспитатель: Яркая ткань и коромысло дополняют натюрморт. Картина как живая, глядя на все, ощущаешь себя в лесу. Автор не только дает нам возможность любоваться дарами, но и задумываться, что надо бережно относится к лесу.
Воспитатель: Следующая картина художника Петра Петровича Кончаловского «Яблоки на столе у печи». О чем же здесь нам хотел рассказать художник?
Ответы детей.
Предполагаемое описание (Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по цвету и форме)
Воспитатель: А еще?
Ответы детей:
Предполагаемое описание (Пётр Петрович предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветьем, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью)
Воспитатель:
- А о чем же интересно хотел нам рассказать художник Фёдор Петрович Толстой в своей картине «Букет цветов, бабочка и птичка»?
Ответы детей:
Предполагаемое описание (О красоте живого мира. О растениях, цветах и живых существах – птицах, бабочках, мушках, гусеницах, которые все вместе, и составляют этот живой мир).
Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, о чем еще думал художник, когда писал эту картину?
Ответы детей.
Предполагаемые ответы (Федор Петрович своей картиной говорит нам : будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны).
Воспитатель:
Такие красивые картины можно рассматривать часами и любоваться ими. Их так много.
Что же такое натюрморт?
Ответы детей.
Натюрморт - это композиция, составленная из природных предметов и вещей сделанных руками человека.
Воспитатель: Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко.
Почему?
Ответы детей.
Предполагаемые ответы (Все художники, натюрморты, которых были размещены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов)
Воспитатель: Несмотря на кажущуюся простоту данного жанра, натюрморт стал достаточно многогранным направлением. Нужно было передать форму предметов с максимальной точностью, отразить натуральность. В результате фрукты на картинах выглядели вкусными и сочными, ткани хотелось потрогать на ощупь, а цветы выглядели настолько натурально, что казалось, что они благоухают.
- А что изображают художники этого жанра?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Художники рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы и предлагают нам полюбоваться этими вещами, увидеть их красоту.
- Найдите самый вкусный натюрморт.
- Самый спелый натюрморт.
- Самый необычный.
Ребята, я предлагаю вам создать свой натюрморт, из предложенных предметов, и придумать название своей картине.
Д/И «Составь натюрморт».
Воспитатель:
- Переходим в следующий зал.
- Что изображено на этих картинах?
Ответы детей.
Воспитатель.
- Верно, природа.
- Ребята, вспомните, как называются картины с изображением природы?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, как вы поняли, что это пейзажи?
Ребенок: Если видишь на картине, нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Воспитатель:
Люди начали изображать пейзаж еще в далекие времена, но почти всегда эти изображения были лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцен. И только 300 лет тому назад появились пейзажи - картины, в которых изображение природы было главным.
-О чем художники хотят нам рассказать, когда пишут пейзаж?
Ответы детей.
Предполагаемые ответы (О красоте дикой природы – лес, море, горы и о природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея. О разнообразии ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, зима, осень, весна и лето. И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег)
Воспитатель: - С помощью чего художники передают свое настроение?
Ответы детей.
Воспитатель: - Какое настроение передают теплые тона? (Бледные тона?
Ответы детей
Предполагаемые ответы (яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься).
Физкультминутка «Краски»
Яркими красками с кистью в руке
Буду писать на таком языке.
Листья на дереве – краской зеленой (рисуем контуры листьев в воздухе);
Краской коричневой – горные склоны (обеими руками показываем громадные горы);
Краской оранжевой – жаркое солнце (очерчиваем круг);
Желтой – колосья созревшего хлеба (маховыми движениями имитируем колыхание колосков);
Синею краской – прозрачное небо (правая рука водит справа налево, потом левая);
Белого голубя белым оставлю (взмахи руками)
Целый рассказ я из красок составлю
Воспитатель: На выставке представлены 4 пейзажа - лето, осень, зима, весна. Посмотрите, как изображали художники разные времена года.
- Из какой же картины пахнет весной? (подходим к картине А. Саврасова «Грачи прилетели»)
Ответы детей.
Воспитатель:
- Эту картину написал русский художник А. Саврасов. Он очень любил рисовать раннюю весну: земля еще под снегом, лишь кое-где видны первые проталины. Для Саврасова весна - образ праздничного пробуждения природы.
Воспитатель: Если встать вот здесь, около пруда, около старых кривых берез, что можно услышать?
Ответы детей
Воспитатель:
- А если пройти дальше, в деревню. Что там?
Ответы детей
Воспитатель:
- А еще дальше, в поле? Какого цвета снег?
Ответы детей
Воспитатель:
- Какие цвета в картине, праздничные яркие или наоборот?
Ответы детей
Воспитатель:
- Какое настроение вызывает картина?
Ответы детей
Воспитатель:
- Как интересно! Посмотрите, краски неяркие, неброские, а ощущение предпраздничное. Как же этого добился художник? (Грачи весело копошатся, солнце пробивается из-за облаков, белая колоколенка светится.)
- Как бы вы назвали эту картину?
Ответы детей
Воспитатель:
- А. Саврасов назвал ее «Грачи прилетели».
- Какое время года идет за весной? Конечно лето. Найдите в нашей галерее лето.
подходим к картине А. Саврасова «Водопад»
- А вот еще одна картина А. Саврасова - это «Водопад».
Воспитатель:
-Что изображено на картине?
Ответы детей
Воспитатель: Слышите - хрустальная вода весело журчит, перекатывается через серые валуны. Деревья будто тянутся к воде, хотят искупаться знойный день. А в прохладной глубине леса, в полумраке, две озорные козочки. Как вы думаете, что они там делают?
Ответы детей
Воспитатель:
- Посмотрите, какая глубокая картина, как далеко-далеко можно зайти в нее. Пойдемте вдоль лесной речки. Что еще вы видите? А что слышите? Чувствуете?
Ответы детей
Воспитатель:
- Сколько оттенков зеленого, коричневого, голубого увидел художник в природе и передал в картине. Хорошо летом, правда? Но вот прошло, пролетело лето красное. Пожелтела травка, «высохли цветы, и глядят уныло голые кусты». Наступила.? Осень, (подходим к картине И. Левитана «Золотая осень»)
- Посмотрите, какая красивая осень - светлая, задумчивая, как в стихах.
Ребенок: «Лес - точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной..
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье.» Н. Бунин
Воспитатель:
- Прекрасные стихи и прекрасная картина! Как будто художник и поэт вместе любовались красотой осеннего дня.
- Какое настроение вызывает у вас картина?
Ответы детей
Воспитатель:
Написал эту картину И. Левитан и назвал ее «Золотая осень». Посмотрите, какие яркие и насыщенные краски на переднем плане и мягкие приглушенные на заднем. Благодаря этому контрасту картина кажется глубокой. А еще почему? (речка, уходящая вдаль; холмы, леса вдалеке;)
- Между прочим, Левитан учился у Саврасова и очень любил его как учителя и как человека.
- Хороша осень, но и она проходит. Свинцовые серые тучи закрывают холодное небо, голые деревья одеваются в пушистые белые шубы, наступает.? Зима, (переходим к картине Н. Марковой «Дуб в Коломенском»)
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас картина?
Ответы детей
-Чем еще кроме красок можно передать свое настроение?
Ответы детей
Воспитатель:- Многие музыканты, любуясь красотой природы, сочиняли музыку.
- Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений, и представим, какому пейзажу соответствует музыка. (Звучат отрывки из муз. произведений)
- Найдем радостный, грустный, тревожный пейзаж.
Воспитатель:
- Переходим в следующий зал.
- Какой жанр живописи представлен здесь?
Ответы детей:
Воспитатель:
- Кто обычно изображен на портрете?
Ответы детей
Предполагаемые ответы (Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты)
Воспитатель:
- На что похож портрет?
Ответы детей
(На фотографию)
Воспитатель:
И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.
- Давайте рассмотрим портреты. Какие из них Вам понравились больше всего? Почему? (обсуждение)
- А сейчас я приглашаю Вас в художественную мастерскую. Мы ненадолго превратимся в настоящих реставраторов. В нашей помощи нуждаются портреты, которые от времени пришли в непригодность, нам необходимо их восстановить.
Д/И «Собери портрет»
Рефлексия.
- Ну вот, и подошла к концу наша экскурсия.
- Существует такая легенда. Однажды один греческий художник, Апеллес, написал на холсте гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг прилетели птицы и стали клевать нарисованный виноград. Это говорит о том, что художник с помощью красок может очень живо, похоже передать мир, который мы видим вокруг себя. Вот и мы с вами как будто побывали в гостях у времен года, отведали сочных яблок, благодаря искусству великих художников.
- Запомнили каких? Назовите
Ответы детей
Воспитатель:
- Появилась ли у Вас любимая картина в нашей галерее?
Ответы детей
Воспитатель:
Предлагаю во второй половине дня, каждому из вас нарисовать тот жанр живописи, который больше всего понравился! А потом мы оформим свою картинную галерею и пригласим родителей и детей из других групп.