Получи документы

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «По следам осени»

Спиридонова Наталья
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Унэгэтэйский детский сад «Колосок»

Конспект

открытого НОД в подготовительной группе

«По следам осени»

Экспериментальная деятельность с листьями

Воспитатель: Спиридонова Н. М.

Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „По следам осени“» размещена в разделах

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл)

• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

• Учить детей давать объективную оценку проведенной деятельности

• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей:

групповая, подгрупповая и индивидуальная

Оборудование и материал:

осенние листочки, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробки (с сухими и свежими листьями, кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, волшебный мешочек, кисточки, гуашь,

Предварительная работа:

• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,«Лес осенью» А. Твардовский,

стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

• Рисование по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;

• Наблюдение за деревьями на прогулке;

Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход НОД

Воспитатель: Сегодня ребята, мы не одни. К нам пришли гости, чтобы увидеть, что интересного у нас здесь происходит. Давайте поприветствуем гостей.

Дети :

Здравствуйте, мы рады Вас видеть у себя в гостях.

Воспитатель:

Наши гости хотят посмотреть, какие вы ребята.

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы - отлично учимся,

Все у нас получится.

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку,

Отгадав ее вы узнаете, о чем пойдет речь

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Кто эта художница?

Дети: Осень.

Воспитатель:

Правильно, сегодня мы с вами пройдёмся по следам осени.

Воспитатель:

Впереди у нас будет много остановок. А что бы попасть на нужную и не заблудиться в пути будем отгадывать загадки и выполнять задания.

Вы готовы?

Дети: Да

1.(включается музыка)

Внимательно посмотрите вокруг и найдите следы осени в группе. (дети находят разноцветные листья). Какого цвета листья? (Желтые, оранжевые, красные)

- Почему они опадают? (Потому что мало солнца, холодно, часто идут дожди).

Воспитатель

Следы привели нас на полянку. Присядьте, пожалуйста.

Воспитатель: Правда, осень красивое время года.

Дети: Да

Ребята, наши юные корреспонденты приготовили интервью, послушаем.

2. Включаем телевизор (слушаем интервью)

Лера Ш.

Говорят, что в природе есть три периода осени : самая первая – ранняя.

О ней нам расскажет Карина

Карина. Ранняя осень приходит рано с теплом. На деревьях появляются чуть-чуть пожелтевшие листья. Птицы готовятся к перелётам. В лесу грибники собирают первые осенние грибы и начинают идти пока что тёплые дожди.

Лера Ш. Ранняя осень незаметно переходит в золотую. О ней нам расскажет Милана

Милана. Золотая осень она называется так, потому что всё вокруг одето

«в багрец и золото». Она радостная, яркая, красочная, богатая урожаем. Днём ещё тепло и солнце посылает на землю прощально — нежные лучи.

Лера Ш. А другая третья – поздняя. О ней нам расскажет Артем.

Артем. Поздняя осень — она грустная, потому что улетают птицы в тёплые края. Чаще слышен тихий плач мелкого дождика, по утрам окутывает туман. С деревьев срывается и опадает последняя листва. Все чаще дуют холодные ветра, а по ночам наблюдаются заморозки. И наконец, падает первый снег.

Воспитатель: Как интересно рассказали вы нам про эти три периода осени.

Воспитатель: Ребята, мы с вами были в парке. Что вам там понравилось?

Дети: Очень красивые деревья, кустарники нарядные, с разноцветными листьями.

Воспитатель: (обобщает ответы детей) : Да, мы видели, как опадают листочки, красиво кружась на лету. Мы даже играли с ними. Слушали шуршание листвы под ногами, вдыхали запах осени, любовались солнышком и ясным небом. Много художников посвятили свои картины этому времени года. Ребята, обратите внимание на репродукцию картины, которую написал великий художник Исаак Ильич Левитан.

Картина сама о себе расскажет

3.(Включается звуковой эффект картины)

Воспитатель: Какая же здесь нарисована осень?

Дети: Нарядная, золотая, веселая, красивая.

Воспитатель: Как вы думаете, как художник назвал свою картину?

Дети: приводят свои ответы

Воспитатель: Да, художник назвал эту картину «Золотая осень). А как вы думаете, почему он назвал ее «золотая»?

Дети: много желтого цвета, листья желтые на деревьях.

Воспитатель:

Золотая осень восхищала и радовала художника. Что интересного, красивого увидел художник?

Дети: Лес, луг, речку.

Воспитатель: Рассмотрите, что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане.

Дети: Художник нарисовал несколько деревьев.

Воспитатель: Что это за деревья?

Дети: Березки

Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?

Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая.

Воспитатель: А еще дальше, на дальнем плане, что вы видите?

Дети: Видна группа березок.

Воспитатель: Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

Дети: Нет

Воспитатель: Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

Воспитатель: А какого цвета трава на лугах?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: Посмотрите внимательно: зеленая ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.

Воспитатель: А речка, какого цвета?

(Ответы детей) Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. А вдали она какая?

Дети: Беловато-голубая.

Воспитатель: А посмотрите на небо на картине. Какое оно?

Дети: Голубое, с легкими белыми облачками

Воспитатель: А есть ли на картине солнышко?

Как вы догадались? (тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом!

Вот как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.

Воспитатель:

Что происходит с листьями деревьев и кустарников? (опадают)

Как называется это явление? (листопад)

А сейчас мы отдохнем-физминутку проведем.

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится, хотят.

Воспитатель: Идем дальше.

Вдруг находят белый лист бумаги. Ребята, что это? ( дети приводят свои примеры: тайное письмо, чистый лист). На нем нечего не видно, что написано. Давайте проверим.

-У меня есть волшебная кисточка, я думаю, что она нам поможет. Ребята кисточку возьмем с собой она нам пригодится.

(свечкой нарисовать рисунок, затем акварелью покрасим листочек)

Воспитатель смачивает письмо кисточкой - волшебной акварелью

Воспитатель - Посмотрите, проявляется что-то. Удивляется, что это?

и на нем проявляется картинка «сундук».

- Оказывается, ребята, это письмо с секретом. Вы поняли, именно его нам надо найти.

4.(Включается таинственная музыка, под нее дети ищут сундук.)

Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)

Дети находят сундук, засыпанный осенними листьями, открывают и достают план-карту, рассматривают, но не знают от кого эта карта.

Воспитатель: Посмотрите, ребята здесь еще, что то лежит.

(на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от кого карта)

(работаем по мнемотаблице)

Воспитатель: Что это?

Дети: схема, мнемотаблица

Сейчас мы вместе составим рассказ о осени.

(Наступила осень. Солнце стало греть слабо. Часто идет дождик, под ногами лужи и грязь. Листья желтеют и опадают, начинается листопад. Птицы улетают в теплые края.)

Ребята, осень нам приготовила звуковое письмо. Послушаем?

Дети: да

Воспитатель:

Дорогие ребята!

Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Пора уходить, или еще ненадолго остаться? Я не могу понять, кончается осень или нет?

Я потеряла свою волшебную кисточку. Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта. Продолжить наше путешествие.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?

Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят желтые листочки.)

Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.

Воспитатель: А еще, ребята осенью часто дует ветер. Вот и сегодня с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад он мне подарил волшебный мяч.

Игра «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать»

Встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.

Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют, опадают.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают в тёплые края.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

День осенью — день осенью становиться короче

Ночь осенью — ночь осенью становиться длиннее

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?

Дети: (дождь,град, снег, туман).

Воспитатель: Ребята, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Следующее задание смотрим карту

Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят красные листочки)

Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:

Катя Б. -Облака редкие - будет ясно и холодно.

-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.

Алеша -Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,

а низко - так мало снега будет.

Глеб -Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.

Саша -Теплая осень - к долгой зиме.

Артем-У зайцев шерсть побелела - зима близко.

Стас-В осеннее ненастье семь погод на дворе.

-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Воспитатель: Ребята, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, оранжевые листочки)

Дети называют поговорки осени :

Лера Ш. -Красна весна цветами, а осень пирогами.

-Весна красна цветами, а осень снопами.

Артем-Осень - время собирать урожай.

-Красна ягодка, да на вкус горька.

Арина-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.

-Осенью и воробей богат.

Катя - В ноябре зима с осенью борется.

Максим С. Сырое лето да теплая осень – к долгой зиме.

Карина Осень запасиха – зима подбериха.

Снежана. Придет осень, да за все спросит

Лера Ш. Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме

Остановка №4 (на карте изображены птицы (звучит пение птиц)

Воспитатель – Ребята, смотрите изображение птиц, что бы это значило? Какая здесь загадка? (ответы детей - здесь перелетные птицы.)

Ребята, а что происходит с птицами осенью?

-Дети: Они улетают в теплые края.

Воспитатель: Почему это происходит?

(стало холодно, все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки, нечего есть)

- Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)- Как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие)

Проводится игра «перелетные и зимующие птицы»

Описание игры.

На столе расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей.

Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

Воспитатель - Ребята мы должны о них заботиться, ведь они так ждут от нас помощи и внимания! В чем же заключается наша забота? (Ответы детей.)

Приготовить кормушки для птиц, подкармливать их.

Воспитатель: Как животные готовятся к зиме? (строят норы, впадают в спячку, делают запасы, меняют шубы)

Воспитатель: - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках

- Не вы их раскрашивали?

-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Смотрим карту

Переходим в лабораторию

Остановка № 5 «Юные исследователи» (дети надевают костюмчики)

Исследование №1 (нарисована лупа и лист,

Исследование№2? Зеленый лист,

Исследование №3.(большой и маленький листик,

Исследование №4 (две коробки)

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?

Ответы детей нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)

Лаборатория это место, где проводят различные опыты, исследования. Там всегда чисто, светло, тепло и главное тишина, потому что каждый работает над своим исследованием.

Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Проблемный вопрос:

Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором — лупой и (Лупа, зелёные листья)

Исследование №1 строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

По черенку поступает питание к листочку. Рассмотрите верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Они идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Рассмотрите нижнюю поверхность листа

Край листа называется «кромка». Повторим это слово. Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Скажите, какая она у вашего листочка. Когда дерево перестает питать свои листья, они засыхают и опадают.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

( Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? ( Дети: Оранжевые, красные, коричневые).

Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями?

Ответ детей: Они высыхают. А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев (да)

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой незасохшие листья.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка №6 Ребята, посмотрите что изображено (волшебная кисточка)

(Дети сидят за столами)

Воспитатель : А сейчас мы отправимся с вами в мастерскую за доказательствами, что осень у нас продолжается, и продолжим свою работу.

Переход в группу.

Именно волшебная кисточка помогала осени творить множество чудес.

Осенью наступает золотая пора. Художница осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. И хотя мы с вами еще не настоящие художники, постараемся передать в рисунках все краски осени. Как красиво Осень раскрашивает деревья, но потеряла свою волшебную кисточку. И мы с вами ребята, должны помочь Осени красиво нарисовать деревья, с помощью техники отпечаток

Воспитатель:

Мы будем рисовать осенние деревья необычным способом, в этом нам помогут наши листочки – мы будем ими печатать.

Вы уже знакомы с этой техникой, я только напомню последовательность работы :

нужно взять листок, положить его на белый лист бумаги, с помощью кисточки нанести краску, не оставляя пустых мест;

- взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на альбомный лист, прижать его, стараясь не сдвигать с места;

- затем взять за черенок и осторожно снять его с листа, положить на поднос;

- взять следующий листок покрасить в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции;

- когда рисунок заполнится отпечатками, нужно дорисовать стволы деревьев тонкой кистью.

Итог.

Воспитатель: У вас получились картины с красивыми деревьями. Это листки – отпечатки, оставив свой след, помогли создать такие причудливые кроны и нарисовать необычайные деревья, и создать хорошее настроение. Сегодня вы доказали с помощью карты, что осень еще продолжается.

-Ребята что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Рефлексия: Дорогие ребята наше занятие подошло к концу. У нас есть дерево, на котором нет листьев. Если вы на этом занятии получили полезную информацию, узнали много нового, и оно вам очень понравилось то приклейте красные листочки. Если вы хотите ещё получить интересную информацию об осени – тогда желтые листочки, если вы не получили никакой информации, и вам не понравилось занятие тогда приклейте зелёные листочки.

Исполнение песни «Осень чудная пора»

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?» Фототчет открытого занятия в подготовительной группе на тему «Что такое дружба?».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,.

Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке»Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке» Конспект открытого музыкального занятия в средней группе «Что у Осени в корзинке» Программное содержание. Использовать разные виды деятельности.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Число 8 и цифра 8»Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Число 8 и цифра 8» Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Подсолнух» Воспитатель: Кварацхелия Ш. Р. Тема: Число 8 и цифра.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух».Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "ПОДСОЛНУХ" Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.

Конспект открытого занятия по рисованию «Весна пришла!» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по рисованию «Весна пришла!» в подготовительной группе Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей детей в изображении ранней весны. Образовательные задачи: -закреплять.

Конспект открытого занятия танцевального кружка для родителей в подготовительной группе Родители получают приглашения на открытое занятие кружка Тема: Познавательно-практическая совместная музыкально-двигательная деятельность.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием развивающих игр В. Воскобовича Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием развивающих игр В. Воскобовича "Путешествие в чудесную страну знаний".

Конспект открытого занятия на воде в подготовительной группе «Водяной у нас в гостях» .

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Скоро в школу»Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Скоро в школу» Добрый вечер, дорогие друзья! Хочу выложить конспект открытого занятия для коллег и родителей в подготовительной группе, который я недавно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «По следам осени»
Опубликовано: 16 февраля 2020 в 15:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе «По следам осени»» (включая файлы) размещена пользователем Спиридонова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД