елена иванова
Открытое занятие «В гостях у тетушки Арины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия
в подготовительной группе
Тема: В гостях у тетушки Арины.
Цель:
Расширять и углублять представления детей о русских народных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбель,лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый;. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. Формировать интерес к народному творчеству. Учить мастерить тряпичную узелковую куклу
Публикация «Открытое занятие „В гостях у тетушки Арины“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбель; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста,лоскуты, кусочки ваты, нитки, кукла-колокольчик, мультимедийный проектор, экран
Предварительная работа:беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»;рассматривание кукол –оберегов в Доме ремёсел; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Ход занятия:
Тетушка Арина ждет детей в зале и говорит:
Зимний вечер темен, долг. Насчитаю 40 елок.
То на лавке посижу, то в окошко погляжу.
Позову-ка я ребят, пусть со мною посидят.
Эй подруженьки-подружки, веселушки - хохотушки.
Эй ребята-молодцы, озорные удальцы.
Приходите поиграть, долгий вечер скоротать!
Дети входят в зал,садятся на стульчики.
Тётушка Арина : Здравствуйте, добры молодцы и красные девицы! В старину, встречая гостей, всегда говорили:"Дай бог тому кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице. "Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили,чем они занимались, как развлекались. Закройте все глаза, а я произнесу волшебные слова:"Один, два, три в старину нас возврати. "
(открывает ширму с макетом русской избы).
Тётушка Арина : Ребята, мы с вами оказались в русской избе. Ну что, давайте познакомимся. Я- тетушка Арина. а как тебя зовут?
Дети: Я добрый молодец Андрей. Я красна девица Женя.
Тётушка Арина : А теперь не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Посмотрите сколько здесь интересных вещей. Что это (указывает на печь).
Дети: В каждой избе была печь, она не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду.
Тётушка Арина А это что (указывает на самовар)
Дети: Самовар. В нем кипятили воду, из него пили чай
Тётушка Арина : Сверху пар. снизу жар-шипит русский самовар. А это что (показ на чугунок?
Дети:Чугунок. В нем варили еду.
Тётушка Арина : В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили. А это что, детушки (показ на лапти?
Дети:Лапти. Их надевали на ноги.
Тётушка Арина : Лапти, лапти, лапоточки из лыка да бересты плетеные. легкие да просторные. (Раздается звук плача ребенка.) Кто тут плачет, слезы льет (достает из колыбели куклу) Да это малец-удалец. Сегодня родился да вдруг рассердился. Катя, возьми его на руки- он и успокоится.
(Ребенок куклу качает, плач стихает.)
Тётушка Арина :С давних времен так повелось,когда ребенок рождается,его именем нарекают. Давайте придумаем этому младенцу имя,да не модное заграничное, а старинное русское. Какие вы знаете старинные имена?
(Дети называют имена. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой)
Тётушка Арина : Человек растет и имя его растет. Пока он кроха его все будут называть ласково Егорушкой. Подрастет малыш- станут Егором звать. А как повзрослеет, будут Егором Ивановичем величать. А вас как будут называть,когда вы станете взрослыми?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Сабрина, а вырасту, будут звать Сабрина Павловна, сейчас меня зовут Захар, а вырасту будут звать Захар Дмитриевич.
Тётушка Арина : Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
А вы знаете, что обозначает имя Егор? Егор-хозяин земли. Когда родители называли ребенка этим именем, они мечтали о том,что,когда Егорушка вырастет,будет у него много земли и станет он богатым и счастливым. Посмотрите здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы ( Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки и раздает их детям) Как вы думаете,зачем они младенцу (ответы детей). Во времена ваших прабабушек и прадедушек эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Когда клали уголек приговаривали:"- Привыкай к домашнему теплу. " Катя,положи уголек в корыто и повтори эти слова. (ребенок выполняет). А когда клали зерна говорили:"Будь всегда сыт. " Саша опусти зерна в воду и повтори эти слова. (ребенок выполняет задание).Кто из вас догадался, для чего клали монеты и какие слова при этом говорили? (ответы детей).Правильно. Положи, Артем,монетки в воду со словами " Будь всегда богат. "(ребенок выполняет задание).Теперь нашего Егорушку можно купать. (вместе с ребёнком купают куклу).
Тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Лиза, помоги мне вытереть Егорушку. Подай полотенце. (вместе с ребёнком вытирают)
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Тётушка Арина : Мы искупали, вытерли Егорушку, а что же дальше?
Дети:Его надо запеленать, одеть.
Тётушка Арина : Заворачивали ребенка в отцову рубашку чтобы был похож на отца,стал таким же работящим,честным и добрым, как он. Посмотрите на рубаху, какая она?
Дети: Красная, красивая, праздничная.
Тётушка Арина : Давайте завернем Егорушку. Помоги мне,Рита. (вместе с девочкой заворачивает куклу)
Тётушка Арина :Расти малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают. Пора нашего Егорушку спать уложить. А где спал младенец?
Дети: В колыбели,люльке.
Тётушка Арина : А что это лежит в люльке (вынимает из нее кусок хлеба и узелок с солью)
Дети: Это хлеб и соль.
Тётушка Арина :На Руси не только долгожданных гостей,но и новорожденных встречали хлебом-солью. Укладывая в люльку ломоть хлеба и узелок с солью приговаривали:«Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!"(дети кладут в колыбель хлеб и соль).
Чтобы Егорушка заснул быстро и спал сладко споем ему колыбельную.
Дети поют совместно с воспитателем:
Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит, -
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
Тётушка Арина :Вот и уснул наш Егорушка. У него сегодня именины. Пока в свой первый день ребенок спал,родные и близкие готовили ему подарки. Как вы думаете что дарили младенцу?
Дети высказывают предположения
Тётушка Арина :Старались родня и соседи. Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Вот и мы сделаем подарки для Егорушки- куклы-обереги. Только позабыла я, как их делают, кто же нам поможет?
(Звучит аудиозапись шуршания, покашливания и голос домового).Дети это же домовой. Кто он такой (предположения детей) Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома, защитник
Домовой : Кто же поможет вам, если не я, хранитель дома!Я видел, как ваши прабабушки мастерили таких кукол из лоскутов и ниток.
Тётушка Арина : Ребятушки, да это же домовой голос подаёт! Посмотрите на экран, постарайтесь всё запомнить.
Домовой: Надо взять квадратный лоскуток, положить в его центр вату, обернуть вату лоскутом и обвязать ниткой. Это голова куклы.
Из уголков квадрата, свернутых и обвязанных ниткой получаются руки.
На голову куклы повяжем платок. Кукла-оберег готова.
Ребята, я для вас кое-что припас, посмотрите -ка под лавочку у печки.
(Дети достают из под лавки корзинку с лоскутками)
Вы уж постарайтесь сделать кукол яркими да нарядными, чтобы охраняли эти обереги Егорушку от всякого зла и напастей.
Тётушка Арина : Спасибо, домовой! Дети постараются сделать настоящие куклы- обереги.
А перед работой давайте отдохнем, поиграем в игру «Ворон».
Ой, ребята, та-ра-ра
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Тётушка Арина : А теперь приступаем к работе
.(Дети делают кукол. Тётушка Арина при необходимости помогает, хвалит за сноровку, аккуратность)
Тётушка Арина Вот вы и сделали для Егорушки куклы- обереги. Впрочем,оставьте их себе,а ему мы подарим оберег. который смастерила я: куклу- колокольчик. Пусть она хранит его и защищает. (кладет куклу в колыбель).
Работу сделали, подарок имениннику оставили, а где веселье? На именинах хороводы водить надобно, да в игры играть. Становитесь-ка в хоровод.
Дети исполняют русскую народную песню «Каравай» (играют).
Тётушка Арина А теперь нужно Егорушке пожелать что-нибудь хорошее, доброе.
Дети (поочерёдно) :
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.
- Живи--поживай, да добра наживай.
Тётушка Арина : Понравилось вам заниматься в русской избе? Чему вы научились? Что нового узнали?