МААМ-картинки

Открытое занятие «Устное народное творчество» в подготовительной группе

Марина Васильева
Открытое занятие «Устное народное творчество» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной группе

Тема: «Устное народное творчество»

Воспитатель: Васильева М. В.

___

Цель: Формировать целостное восприятие об устном народном творчестве, как о разделе художественной литературы.

Задачи:

• Образовательные: продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества, закрепить знания о жанрах устного народного творчества; учить узнавать сказки по заданию;

• Развивающие: развивать фантазию, воображение, ум, смекалку; развитие речи, обогатить словарный запас детей жанрами народного фольклора.

Темочки:

• Воспитательные: воспитывать нравственные качества, любовь к устному народному творчеству, умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи, поддерживать на занятии эмоциональное, игривое настроение.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, сегодня на нашем занятие присутствуют гости, скажем нашим гостям здравствуйте

Нам с вами нужно настроится на занятие.

Запоминает наша голова

Добрые поступки умные слова

Слушаем внимательно смотрим обязательно

Друг друга не перебиваем

Для ответа руку поднимаем.

Знаний много получаем.

II. Водная часть

- Ребята, скажите пожалуйста в какой стране мы живём? (в России)

- Наша страна многонациональная, и в ней проживает много различных народов. (Перечислить)

Все мы живем в мире и согласии. У каждого народа есть свои традиции и обычаи. И сегодня мы поговорим о русском народе, о том что русский народ создавал веками и до сих пор продолжает создавать, мы с вами продолжим знакомство с русским устным народным творчеством. А поможет нам в этом книжка-передвижка.

Скажите, а почему творчество называется «устным»? (Ответы детей: передавалось из уст в уста)

Почему творчество называется «народным»? (Ответы детей: авторы неизвестны)

В нашей книжки –передвижки собраны жанры устного народного творчества и с некоторыми из них мы с вами познакомимся.

Для вас это слово новое. Давайте его повторим Жанр -Это различные произведения фольклора, например: пословицы, загадки, считалки, сказки, народные приметы.

(Дети присаживаются)

Ребята, давайте посмотрим нашу книжку-передвижки.

Какой жанр народного творчества здесь представлен?

Этот жанр называться Пословицы.

- Кто мне скажет, что такое пословица?

(Пословица - это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, об орудии труда, о природе)

- Правильно, каждая пословица содержит смысл:

учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет.

- Какие пословицы о труде вы знаете?

• «Делу время, потехе час» — русская народная пословица, меткая и мудрая. Мы произносим ее, когда нужно прекратить развлекаться и начать работать. Делу следует уделять больше времени, чем забавам и веселью. Тогда и польза будет.

«Терпенье и труд все перетрут»,

Что такое труд (труд — это когда что-нибудь делаешь, трудишься, выполняешь поручение) и терпение (терпение — это когда делаешь всё аккуратно, не торопишься).

• «Семь раз отмерь, один раз отрежь» означает, что перед принятием важного решения или совершением действия нужно тщательно обдумать все возможные последствия и взвесить все за и против, чтобы избежать ошибок или неприятностей в будущем.

• «Труд человека кормит, а лень портит».

• Значение пословицы: труд полезен человеку, поскольку даёт ему возможность что-либо получить, заработать и, одновременно, развивает его, а лень приносит человеку только вред, поскольку тот, кто ленится, постепенно глупеет.

- Какие о дружбе?

• «Все за одного, один за всех».

• Эта пословица обозначает дружный, крепкий коллектив, который нельзя разъединить. В такой команде товарищи держатся друг за друга, не давая в обиду. Если у кого-то одного случаются проблемы, вся команда помогает ему, поддерживает его. В подобном коллективе ты можешь быть уверен в надежности своих товарищей, в их преданности и самое главное - в желании тебе помочь.

«Старый друг лучше новых двух» означает, что друг, которого человек знает давно, — проверенный человек, которому можно доверять.

Такой друг проверен временем и жизненными ситуациями. Поэтому ему доверять намного проще, чем друзьям, которые появились в жизни человека совсем недавно.

Неизвестно, как поведут себя новые друзья. Поэтому проверенный друг имеет в жизни человека большее значение, чем несколько новых друзей.

• «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» означает, что если у тебя много друзей, в трудную минуту они соберутся и окажут тебе необходимую помощь.

- Молодцы, много пословиц знаете.

Переходим с вами ко второму жанру устного народного творчества под названием Считалки

- Что такое считалки?

(стихотворения рифмованные, которые служат для выбора ведущего)

- Зачем нужны считалочки? (чтобы выбрать ведущего для игры)

Предлагаю поиграть в музыкальную игру «Дружок»

- Какие считалочки вы знаете, кто хочет выйти рассказать? И выбрать ведущего.

(Тише, мыши, кот на крыше,

а котята ещё выше.

Кот пошёл за молоком,

а котята кувырком.

Кот пришёл без молока,

а котята ха-ха-ха.)

Проводится игра. (Музыка)

(Дети присаживаются)

Переходим с вами к третьему жанру устного народного творчества под названием Песни

- Есть такая фраза, когда говорят: «Душа поёт» как вы понимаете значение этой фразы? (это случается, когда человеку слов мало, рождается задушевная песня)

- Правильно, в древние, древние времена, когда люди не умели писать, они передавали друг другу знания о жизни, напевая песни.

А какие виды песен вы знаете?

-Народные, Хороводные, Современные, Колыбельные.

- Я Вам предлагаю сейчас послушать песню до конца, а затем вы мне ответите к какому виду песен она относиться и о чем в ней говориться. Прослушивание колыбельной песни. МУЖИЧОК ЖИЛ НА КРАЮ.

- Скажите, это какая песня? (колыбельная)

- О чем говориться в этой песне? (о мужичке у которого было семеро детей, и они ели масленую кашку)

Переходим с вами к четвертому жанру устного народного творчества

А к какому вы мне ответите сами.

Заставляет нас гадать,

Думать, голову «ломать»

И зверюшек узнавать-

Кто лисичка, кто лошадка,

Что солено, а что сладко.

Дети, что это – загадка.

Правильно ребята и жанр о котором мы с вами поговорим называется Загадки.

Я буду вам сейчас загадывать загадку. Вы должны мне сказать отгадку и назвать первый звук в отгадке.

1.

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

2.

А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведем.

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но пришла беда нежданно

Этот дом сгорел дотла! (Кошкин дом)

3.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит)

4.

В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде eму помог

Один смелый петушок. (Зайкина избушка)

5.

Верно я ему служу.

Я усатый и хвостатый,

Сапоги ношу на лапах! (Кот в сапогах)

6.

Чудище ужасное во дворце живёт,

Девицу прекрасную монстр в гости ждёт.

Для неё, красавицы, есть в саду цветок,

Полюбить чудовище он бы ей помог.

А когда полюбится - сгинет образ тот…

Сказку кто волшебную быстро назовёт? (Аленький цветочек)

- Ребята, что за слово у нас получилось? (СКАЗКА)

Знакомство с жанром Сказки. (2 мин)

- Мы с вами поиграем, сейчас я буду вам диктовать слова, вы должны их послушать и назвать название сказки.

1. Дед, баба, курочка, яичко, мышка «Курочка-ряба».

2. Солдат, старуха, топор. «Каша из топора».

3. Брат, сестра, река, печь, яблоня. «Гуси-лебеди».

4. Муха, денежка, базар, самовар, гости, паук «Муха-Цокотуха»

5. Кувшин, званый пир, тарелка. «Лиса и журавль».

6. Мачеха, бал, башмачок, сестры, принц «Золушка».

7. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь «Дюймовочка»

8. Царь, три сына, стрела, болото «Царевна-лягушка»

9. Девочка, медведи, домик «Три медведя».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)

Будем пальчики считать

Будем сказки называть:

Рукавичка, Теремок,

Колобок - румяный бок,

Есть Снегурочка-краса,

Три медведя, Волк - Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку

Нашу вещую каурку,

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем,

Знаем волка и козлят

Этим сказкам каждый рад.

Д/И Сбор пазла

- Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно здесь не обошлось без проделок сказочных злодеев. Ведь и такие персонажи есть в сказках. Пазлы вы должны собрать. И сказку назвать!

V. Итог

- Скажите, о чем мы с вами сегодня говорили? (О русском народном творчестве)

- Что вы нового узнали?

Жанр -это различные произведения фольклора, например: пословицы, загадки, считалки, сказки, народные приметы,

Рефлексия

• Поднимите руку, кому сегодня было интересно.

• Поднимите руку, кому сегодня было сложно.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Устное народное творчество» в подготовительной группе
Опубликовано: 30 декабря 2024 в 07:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие «Устное народное творчество» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Марина Васильева (УИ 3518383) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 января 2025 пятница
04 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД