Марина Васильева
Открытое занятие «Устное народное творчество» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по речевому развитию в подготовительной группе
Тема: «Устное народное творчество»
Воспитатель: Васильева М. В.
___
Цель: Формировать целостное восприятие об устном народном творчестве, как о разделе художественной литературы.
Задачи:
• Образовательные: продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества, закрепить знания о жанрах устного народного творчества; учить узнавать сказки по заданию;
• Развивающие: развивать фантазию, воображение, ум, смекалку; развитие речи, обогатить словарный запас детей жанрами народного фольклора.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
• Воспитательные: воспитывать нравственные качества, любовь к устному народному творчеству, умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи, поддерживать на занятии эмоциональное, игривое настроение.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, сегодня на нашем занятие присутствуют гости, скажем нашим гостям здравствуйте
Нам с вами нужно настроится на занятие.
Запоминает наша голова
Добрые поступки умные слова
Слушаем внимательно смотрим обязательно
Друг друга не перебиваем
Для ответа руку поднимаем.
Знаний много получаем.
II. Водная часть
- Ребята, скажите пожалуйста в какой стране мы живём? (в России)
- Наша страна многонациональная, и в ней проживает много различных народов. (Перечислить)
Все мы живем в мире и согласии. У каждого народа есть свои традиции и обычаи. И сегодня мы поговорим о русском народе, о том что русский народ создавал веками и до сих пор продолжает создавать, мы с вами продолжим знакомство с русским устным народным творчеством. А поможет нам в этом книжка-передвижка.
Скажите, а почему творчество называется «устным»? (Ответы детей: передавалось из уст в уста)
Почему творчество называется «народным»? (Ответы детей: авторы неизвестны)
В нашей книжки –передвижки собраны жанры устного народного творчества и с некоторыми из них мы с вами познакомимся.
Для вас это слово новое. Давайте его повторим Жанр -Это различные произведения фольклора, например: пословицы, загадки, считалки, сказки, народные приметы.
(Дети присаживаются)
Ребята, давайте посмотрим нашу книжку-передвижки.
Какой жанр народного творчества здесь представлен?
Этот жанр называться Пословицы.
- Кто мне скажет, что такое пословица?
(Пословица - это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, об орудии труда, о природе)
- Правильно, каждая пословица содержит смысл:
учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет.
- Какие пословицы о труде вы знаете?
• «Делу время, потехе час» — русская народная пословица, меткая и мудрая. Мы произносим ее, когда нужно прекратить развлекаться и начать работать. Делу следует уделять больше времени, чем забавам и веселью. Тогда и польза будет.
«Терпенье и труд все перетрут»,
Что такое труд (труд — это когда что-нибудь делаешь, трудишься, выполняешь поручение) и терпение (терпение — это когда делаешь всё аккуратно, не торопишься).
• «Семь раз отмерь, один раз отрежь» означает, что перед принятием важного решения или совершением действия нужно тщательно обдумать все возможные последствия и взвесить все за и против, чтобы избежать ошибок или неприятностей в будущем.
• «Труд человека кормит, а лень портит».
• Значение пословицы: труд полезен человеку, поскольку даёт ему возможность что-либо получить, заработать и, одновременно, развивает его, а лень приносит человеку только вред, поскольку тот, кто ленится, постепенно глупеет.
- Какие о дружбе?
• «Все за одного, один за всех».
• Эта пословица обозначает дружный, крепкий коллектив, который нельзя разъединить. В такой команде товарищи держатся друг за друга, не давая в обиду. Если у кого-то одного случаются проблемы, вся команда помогает ему, поддерживает его. В подобном коллективе ты можешь быть уверен в надежности своих товарищей, в их преданности и самое главное - в желании тебе помочь.
«Старый друг лучше новых двух» означает, что друг, которого человек знает давно, — проверенный человек, которому можно доверять.
Такой друг проверен временем и жизненными ситуациями. Поэтому ему доверять намного проще, чем друзьям, которые появились в жизни человека совсем недавно.
Неизвестно, как поведут себя новые друзья. Поэтому проверенный друг имеет в жизни человека большее значение, чем несколько новых друзей.
• «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» означает, что если у тебя много друзей, в трудную минуту они соберутся и окажут тебе необходимую помощь.
- Молодцы, много пословиц знаете.
Переходим с вами ко второму жанру устного народного творчества под названием Считалки
- Что такое считалки?
(стихотворения рифмованные, которые служат для выбора ведущего)
- Зачем нужны считалочки? (чтобы выбрать ведущего для игры)
Предлагаю поиграть в музыкальную игру «Дружок»
- Какие считалочки вы знаете, кто хочет выйти рассказать? И выбрать ведущего.
(Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.)
Проводится игра. (Музыка)
(Дети присаживаются)
Переходим с вами к третьему жанру устного народного творчества под названием Песни
- Есть такая фраза, когда говорят: «Душа поёт» как вы понимаете значение этой фразы? (это случается, когда человеку слов мало, рождается задушевная песня)
- Правильно, в древние, древние времена, когда люди не умели писать, они передавали друг другу знания о жизни, напевая песни.
А какие виды песен вы знаете?
-Народные, Хороводные, Современные, Колыбельные.
- Я Вам предлагаю сейчас послушать песню до конца, а затем вы мне ответите к какому виду песен она относиться и о чем в ней говориться. Прослушивание колыбельной песни. МУЖИЧОК ЖИЛ НА КРАЮ.
- Скажите, это какая песня? (колыбельная)
- О чем говориться в этой песне? (о мужичке у которого было семеро детей, и они ели масленую кашку)
Переходим с вами к четвертому жанру устного народного творчества
А к какому вы мне ответите сами.
Заставляет нас гадать,
Думать, голову «ломать»
И зверюшек узнавать-
Кто лисичка, кто лошадка,
Что солено, а что сладко.
Дети, что это – загадка.
Правильно ребята и жанр о котором мы с вами поговорим называется Загадки.
Я буду вам сейчас загадывать загадку. Вы должны мне сказать отгадку и назвать первый звук в отгадке.
1.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
2.
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно
Этот дом сгорел дотла! (Кошкин дом)
3.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит)
4.
В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде eму помог
Один смелый петушок. (Зайкина избушка)
5.
Верно я ему служу.
Я усатый и хвостатый,
Сапоги ношу на лапах! (Кот в сапогах)
6.
Чудище ужасное во дворце живёт,
Девицу прекрасную монстр в гости ждёт.
Для неё, красавицы, есть в саду цветок,
Полюбить чудовище он бы ей помог.
А когда полюбится - сгинет образ тот…
Сказку кто волшебную быстро назовёт? (Аленький цветочек)
- Ребята, что за слово у нас получилось? (СКАЗКА)
Знакомство с жанром Сказки. (2 мин)
- Мы с вами поиграем, сейчас я буду вам диктовать слова, вы должны их послушать и назвать название сказки.
1. Дед, баба, курочка, яичко, мышка «Курочка-ряба».
2. Солдат, старуха, топор. «Каша из топора».
3. Брат, сестра, река, печь, яблоня. «Гуси-лебеди».
4. Муха, денежка, базар, самовар, гости, паук «Муха-Цокотуха»
5. Кувшин, званый пир, тарелка. «Лиса и журавль».
6. Мачеха, бал, башмачок, сестры, принц «Золушка».
7. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь «Дюймовочка»
8. Царь, три сына, стрела, болото «Царевна-лягушка»
9. Девочка, медведи, домик «Три медведя».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)
Будем пальчики считать
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок,
Есть Снегурочка-краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку
Нашу вещую каурку,
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад.
Д/И Сбор пазла
- Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно здесь не обошлось без проделок сказочных злодеев. Ведь и такие персонажи есть в сказках. Пазлы вы должны собрать. И сказку назвать!
V. Итог
- Скажите, о чем мы с вами сегодня говорили? (О русском народном творчестве)
- Что вы нового узнали?
Жанр -это различные произведения фольклора, например: пословицы, загадки, считалки, сказки, народные приметы,
Рефлексия
• Поднимите руку, кому сегодня было интересно.
• Поднимите руку, кому сегодня было сложно.