Сапачёва Светлана Владимировна
Открытое занятие «Ступеньки к творчеству» с применением игровых технологий Никитина Б. П.
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие «Ступеньки к творчеству»
Цель: развивать познавательный интерес и творческое мышление
Задачи:
1. Провести занятие, используя игровую технологию Никитина Б. П., которое способствуют познавательной активности дошкольников;
2. Заинтересовать детей и педагогов играми Б. П. Никитина для использования в своей работе.
Публикация «Открытое занятие „Ступеньки к творчеству“ с применением игровых технологий Никитина Б, П,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
3. Показать многозадачность и уникальность методики, которая всесторонне развивает способности детей.
Материал: игры Б. П. Никитина : «Сложи узор»
Вводное слово
Здравствуйте! Сегодня на открытом занятии «Ступеньки к творчеству», мы познакомимся с одной из техник Б. П. Никитина. Продемонстрируем на примере, как данная технология является условием развития познавательной активности детей дошкольного возраста, способствует развитию фантазии и творческого мышления.
Действительно, для любого взрослого человека и ребенка, игра это интересное занятие, в котором мы думаем. Игра – это способ познания себя и окружающего мира, развитие коммуникативных умений, норм поведения, формирования понятия правила. Для ребенка игра – это целый мир новых открытий. Особенное место в жизни ребенка занимают развивающие игры, в которых ребенок тренирует: воображение, мышление, память, развивает свои творческие способности.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию игровую технологию кубики Бориса Петровича Никитина. Педагог разработал интересную систему развивающих игр, основанных на чудо – кубиках. Такие игры содержат в себе принцип «от простого к сложному». Используя в раннем возрасте, становятся толчком к развитию ребенка. В дальнейшем, способствуют успешному развитию.
Развивающие игры Никитиных решают ряд задач :
а) образовательные:
• способствовать формированию и закреплению представлений детей о цвете, форме, размере;
• обучают детей навыкам классификации, варьированию цвета и формы.
б) воспитательные:
• способствовать воспитанию саморазвивающейся личности;
• воспитывать аккуратность, точность, усидчивость и целеустремленность;
• способствовать умению принимать решения самостоятельно.
в) развивающие:
• развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память;
• развивать пространственное воображение, сообразительность и логическое мышление, графические способности, цветоощущение, умение анализировать, комбинировать цвета.
С помощью развивающих игр дошкольники учатся чтению, счету, операциям с дробями, элементам черчения они способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения.
Как мы знаем, любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием, с интересом. Каждая игра — это набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора.
Используя в занятиях с ребенком развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:
1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.
3. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже.
4. Обязательно начинайте с простых задач, чтобы был успех в самом начале.
5. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.
6. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач.
«Сложи узор»
Игра развивает логическое и пространственное мышление, внимание усидчивость. У 16 одинаковых деревянных кубиков каждая грань из 6 окрашена в определенные 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Изначально взрослый с ребенком просто вместе рассматривает кубики, акцентирует внимание на цвете их сторон, выкладывает из них дорожки. В дальнейшем дошкольник сам складывает из кубиков различные предметы, например, те же дорожки, но чередуя цвета.
В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
Практическая часть (раздать рисунки-задания на карточках)
1). Задание: внимательно изучите рисунок. Из каких цветов, деталей он состоит. Сложите из кубиков такой же узор (собачка).
2). Предлагаю вашему вниманию рассказ. Я буду читать, а Вы по ходу сюжета выкладывать соответствующие узоры.
Наступила осень. Стало холоднее. Часто идут дожди. Листочки на деревьях пожелтели. Подул ветер, сорвал с деревьев листочки, закружил их в воздухе. Листочки кружились и падали прямо на дорожку. Их было так много, что дорожка, стала …какой? (Желтой). Правильно. Дорожка стала желтой. А какого цвета листочки еще бывают? (Красного, оранжевого, зеленого, золотого, коричневого.) Молодцы. Давайте построим желтую дорожку. Какого цвета грань у кирпичика мы должны найти? (Желтую грань). Правильно. Какие грани мы должны соединить, чтобы получилась широкая дорожка? (Длинные грани). Где у твоего кирпичика (обратиться к одному из участников) длинная грань? (Вот длинная грань). Правильно. Какого цвета у тебя эта сторона у кирпичика (обратиться к одному из участников? (Эта сторона желтого цвета). Молодец. Ребята, а как дул ветер? Продолжаем по ходу рассказа задавать наводящие вопросы, активируя тем самым познавательный интерес. Старшие дошкольники учатся самостоятельно выполнять задания по схемам, выстраивают логическую последовательность (цепочку) и проявляют творческую инициативу.
Заключительное слово
Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства.
Данная игра разрешает сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей :
• развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
• их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
• поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;
• развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Никитинские игры рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. Степень их вариативности высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка.
Рефлексия
Итак, уважаемые коллеги, пришло время подвести итоги. Поделитесь своим мнением о пользе занятия. На столе лежат рисунки: рюкзак, восклицательный знак, мусорная корзина (педагогам предлагается выбрать один из них) : Рюкзак – обязательно возьму технологию в работу. Восклицательный знак – приму к сведению, нужно подумать. Корзина – бесполезная информация.
Спасибо за внимание!