Ирина Квашнина
Открытое занятие «Сказочная гжель» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по рисованию «Сказочная гжель» в старшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель».
Программные задачи:
Публикация «Открытое занятие „Сказочная гжель“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
1. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
2. Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
3. Учить оформлять плоскость элементами узора гжельской росписи.
4. Закреплять представления детей о народных промыслах: Дымково, Хохлома.
5. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на плоскости.
6. Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», наносить кайму на изделие и добиваться «растяжения цвета».
7. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.
8. Развивать речь и мелкую моторику рук детей.
Оборудование:
Слайдовая презентация «Сказочная гжель», изделия народных промыслов, белый сервиз из белой бумаги, гуашь синяя.
Предварительная работа:
Знакомство с гжельским промыслом.
Ход НОД
Воспитатель:
- Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами. Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес: г. Омск, детский сад “Золотой петушок», детям старшей группы. Посмотрите, какая она необычная. (на посылке наклеены предметы разных промыслов)
-Кто же нам её прислал и что в ней? (дети высказывают свои предположения)
-Откроем посылку? Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их достанем и рассмотрим.
-Здесь игрушки. Какие они весёлые, яркие, нарядные.
Как хороша эта девица-душа:
Щёчки алые горят, удивительный наряд!
-Это игрушка каких умельцев? –(дымковская игрушка)
А вот индюк нарядный,
Весь такой он складный,
У красавца индюка
Все расписаны бока!
-Это игрушка каких умельцев?
-Вот ложки расписные, деревянные. Как называется эта роспись? (хохломская роспись)
-Послушайте стихотворение и найдите предметы, о которых в нём говорится.
Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Да! Это синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель!
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая Гжель!
(дети находят в посылке предметы Гжели)
-Ребята, а у вас дома есть изделия с такими синими узорами?
(ответы детей)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами.
Сказка (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным- давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.
Воспитатель:
-Понравилась вам сине-голубая сказка?
(ответы детей)
Беседа по сказке.
-О каком промысле эта сказка?
-Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
(из глины)
-Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)
- Каким узором украшают мастера свои изделия? -показ демонстрационных изображений элементов Гжели
(широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька)
-Какие изделия делали мастера из глины?
(посуда, различные фигурки)
Физкультминутка
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Воспитатель:
-А сейчас я приглашаю вас посетить выставку «Сказочная гжель». Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.
(рассматривание изделий народного промысла)
- Для чего нужны гжельские изделия?
-Почему Гжель называют сине-голубой?
Воспитатель:
-Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, только чайник и чашки украшены гжельским цветком, а блюдца сервиза белые. Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором. Расписывать посуду мы будем красками.
(дети выбирают посуду и садятся за столы)
- Рассмотрим узор на чайнике.
-Каким узором украшен чайник? (цветком и бордюром)
-Где расположен цветок? (в середине, наодной стороне посуды)
-Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки)
-На что похожи лепестки цветка? (на капельку)
-Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками.
-Капелька – один из любимых элементов Гжели.
Разбор этапов выполнения работы
• Серединка цветка.
• Лепестки-капельки.
-Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок? (равномерно)
• Бордюр. (волнистая линия с точками)
Особый приём, отличающий гжельскую роспись, «растяжение цвета», от тёмно-синего до бледно-голубого. Работая гуашью, «растяжение цвета» можно получить, нанеся равномерно окрашенный мазок синей краски и затем убрав сухой чистой кистью лишнюю краску с внутренней стороны лепестка.
(уточнить приёмы рисования – сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок)
Воспитатель
-С чего вы начнёте работу?
-Приступаем к работе.
(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям)
В конце НОД дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.
Подведение итогов
Воспитатель:
-Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».
-О каком промысле мы сегодня беседовали? (ответы детей)
- Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи? (используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета»)
-Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?
-Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное-вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!