Мазиля Малкандуева
Открытое занятие «Путешествие в страну народных умельцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание организационной деятельности детей
Воспитатель: Ребята, давайте все вместе возьмемся за руки и скажем громко друг другу: «Добрый день!» А теперь шепотом. Так мы передаём своё тепло друг другу. Посмотрите вокруг, сколько радостных и счастливых лиц. Мы рады приветствовать дорогих гостей!
Сегодня мы отправимся в страну народных мастеров. Прежде чем нам отправиться в страну народных умельцев, мы поприветствуем всё то, что нас окружает!
«Игровое упражнение» :
Вот на земле огромный дом
Публикация «Открытое занятие „Путешествие в страну народных умельцев“» размещена в разделах
Под крышей голубой (сложить ладони домиком над головой)
Живут в нём солнце, дождь и гром (Показываем солнце, пальцем по ладошке, «замок» руками)
Лес и речной прибой (руки вверх, пальцы растопырены «лес», пальцы в «замке» двигаются)
Живут в нём птицы и цветы («крылья», руки вперед пальцы рук растопырены «цветы»)
Весёлый звон ручья (одной рукой «волна»)
Живёшь в том доме светлом ты (сложить «домик»)
И все твои друзья (за руки взять соседей)
(Тихо музыка национальная)
Ребенок читает стихотворение:
Республика чудесная,
Жемчужина – краса.
Эльбрус и реки быстрые,
И горы, и леса.
С волшебной облепихой
Речные берега.
И с тучными отарами
Альпийские луга.
Воспитатель: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении?
(Ответы детей) : В стихотворении говорится о Кабардино-Балкарии, о нашей республике.
Воспитатель: Правильно. В этом прекрасном стихотворении говорится о нашей родной любимой республике Кабардино-Балкария.
Ребята, а какие народы живут в Кабардино-Балкарии?
Дети: Кабардинцы, балкарцы, русские.
Воспитатель: Вот видите сколько разных народов проживает в нашей республике Кабардино-Балкария.
А в какой стране мы живем?
Дети: Мы живем в стране- Россия.
Воспитатель: Мы живем в многонациональной стране Россия, и каждый народ славится своим народно-прикладным искусством.
Воспитатель: Ребята, а что мы называем декоративно-прикладным искусством?
Ребенок: Это искусство изготовления красивых предметов для дома: посуды, одежды, ковров, игрушек.
Воспитатель: Республика КБР наша славится своими мастерами. А кто такие мастера?
Дети: Мастера - это люди, которые своими руками создают и творят настоящую красоту.
Воспитатель: А сейчас вы хотите отправиться в музей и всю эту красоту увидеть своими глазами. Хотите?
(Музыка, на поезде)
Воспитатель: Ребята, музей нам предоставил места, давайте мы сядем поудобнее и послушаем наших экскурсоводов.
Слайд музея
1 Слайд: Дымковские игрушки
Ребенок: Дымковская игрушка – русский народный промысел, который появился в селе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узоры состоят из простых геометрических фигур.
Ребенок:
У этих игрушек,
У этих зверюшек,
Веселая, яркая гамма цветов
А сколько полосок, штрихов
Завитушек, колечек и точек
И разных кружков.
Вопросы: А из каких геометрических фигур состоит узор дымковской игрушки?
Какие цвета используют мастера при росписи дымковской игрушки?
2 слайд: Гжельская роспись
Ребенок: Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали посуду в печах и называли её «гжель». Посуду из фарфора покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах.
Ребенок:
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса.
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Воспитатель: Ребята, назовите главный элемент гжельской росписи?
Дети: Роза.
Воспитатель: А напомните мне, какие цвета использовали мастера гжельской росписи?
Дети: Гжельские мастера использовали синий цвет на белом фоне.
3 слайд Кувшины народов Кавказа.
Ребенок: А вот кувшины народов Кавказа. Делались они из глины. Изображали на них художники все то, что видели вокруг: символы гор, рек, животных, растений.
4 слайд Кийзы
Воспитатель: Что же это за предмет такой красивый и пестрый?
Дети: Это ковер.
Воспитатель: Правильно, это кийиз - войлочный ковер. Изготовление кийизов– искусство балкарского народа. Войлочные ковры служили не только украшением в доме, но и постелью. Ребята, а вы знаете из чего изготавливались кийизы?
Дети: Кийизы изготавливались из овечьей шерсти.
Воспитатель: Ковер украшен орнаментом, который состоит из геометрических фигур. А из каких именно геометрических фигур состоит орнамент балкарских ковров?
Дети: Орнамент состоит из прямоугольников, ромбов, прямых линий, точек, треугольников.
4 слайд Национальная одежда женская
Воспитатель: А вот женский национальный костюм кабардинцев и балкарцев. Ребята, вспомните, из чего он состоит?
Дети: Женский национальный костюм состоит из платья, нагрудника, нарукавника, шапки с шалью, пояса.
Воспитатель: Ребята, а подскажите, какими нитками это все вышивали?
Дети: Все они вышиты золотыми и серебряными нитками.
5 слайд Мужская одежда
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит мужская нац. одежда кабардинцев и балкарцев?
Дети: бешмет, шапка папаха, пояс, черкеска.
Воспитатель: А что расположено по обеим сторонам черкески на груди?
Ребенок: Это газырницы.
Воспитатель: Это карманы с мелкими отделениями, в которые раньше вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки, а в них были заряды для оружия.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы представим, что находимся высоко в горах, и поиграем с вами в кабардинскую национальную игру «Папаха».
Воспитатель: Ой, ребята, пока мы с вами играли, узоры на платье и кийзе рассыпались. Давайте, мы сами составим узоры на них.
Игра дидактическая «Составь узор»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пофантазировать, представьте, что наша группа – мастерская, а вы все народные умельцы и сегодня вы будете украшать изделия из бумаги своими руками. А затем из ваших работ мы тоже сделаем выставку. Выберите себе изделие, подумайте, какими орнаментами будете его украшать.
Давайте пройдем к столам, подкатаем рукава и начнем работать.
Выполнение работ.
Воспитатель: Заканчиваем. Сейчас мы рассмотрим все наши изделия. Какие они получились красивые, аккуратные. Мы оставим наши работы в музее, чтобы другие дети приходили смотрели и учились.
Подведение итогов:
- Ребята, давайте вспомним о каких видах декоративно-прикладного искусства России и народов Кабардино –Балкарии мы сегодня говорили?
- А какие знаки-символы использовали кабардинцы и балкарцы для украшения предметов, которые их окружали?
Сегодня мы показали свои знания-молодцы! Наша Родина богата талантами. Я хочу, чтобы и из вас выросли хорошие мастера своего дела.
А сейчас давайте мы вместе с гостями станцуем наш национальный танец!
Звучит национальная музыка народов Кабардино-Балкарии.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться в Д/С в нашу группу, и полакомиться балкарским национальным блюдом «Хичинами».