Любовь Спесивцева
Открытое занятие «Мир камня»
Открытое занятие
Экспериментирование даёт реальные представления о различных сторонах и свойствах исследуемого объекта. В процессе опытнической деятельности идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей и формирование трудовых навыков. Использование схем даёт возможность ещё эффективнее закрепить основные моменты и выводы проделанных экспериментов.
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней и их свойствами.
Программное содержание:
Публикация «Открытое занятие „Мир камня“» размещена в разделах
- Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (тёплый, холодный); вес (лёгкий, тяжёлый, плавучесть-тонет в воде.
- Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
- Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома. Привлечь наиболее развитых детей к ведению занятия. Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.
Демонстрационный и раздаточный материал.
1. Фотографии, картины гор о горных ландшафтов.
2. Шкатулка с сокровищами.
3. Макет горной вершины
4. Ящик ощущений
5. Набор схем-рисунков
6. Кассета с таинственной музыкой
7. Шапка учёного
8. Лупа
9. Стаканы с водой, ложка
10. Большие подносы
11. Салфетки маленькие
12. Салфетки большие
13. Коробка с ячейками
14. Алгоритмы исследований
Предварительная работа
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами.
Словарная работа
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.
Ход занятия
Дети заходят в кабинет и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого служит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика?-Камень.
Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие вам нужны помощники для экспериментов?
(Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа)
Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учёными и начнём наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.
Опыт №1. Определение цвета и формы.
Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.)
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему- рисунок, прикрепляет на доске)
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: «Все камни одинакового размера?» -Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней? Игра-загадка с маракасами.
Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.
Опыт №3. Определение характера поверхности.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями). Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым
Опыт №4. Рассматривание камней через лупу
Чтобы ещё лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(дети рассматривают все свои камни)
Воспитатель. Что интересного вы увидели, ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.
Опыт № 5. Плавучесть
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления - по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что тяжёлые и плотные.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать учёным, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных опытах). Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитательпоощряет детей., предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную вершину.
Дети подходят к горе и вкладывают в неё минералы. Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. Дети открывают глаза., раскрывают шкатулку с конфетами «Морские камушки»
Воспитатель. Ребята! Произошло чудо. Шкатулку с камушками вы возьмёте в группу и рассмотрите сокровища. Наше занятие подошло к концу. Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели, расскажите своим друзьям и родителям. Всего Вам доброго! (Дети с собой забирают шкатулку с сокровищам, коробку с ячейками для коллекции)
Используемая литература:
1. Н. А. Рыжова «Я и природа», Москва 1996г.
2. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика», Москва 1999 г.
3. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж 2002
4. Т. Н. Зенина «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами» (подготовительная группа, Москва 2008 г.
5. А. И. Иванов «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Москва 2007