Гайдамак Антонина
Открытое занятие по развитию речи «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
ема занятия по развитию речи «Зимушка-зима»
Цели:
-обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;
-систематизировать знания детей о зимних изменениях в природе;
-активизация словаря по теме;
-закрепить умение в подборе определений к заданному слову; образовывать притяжательные прилагательные;
-формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Задачи:
учить понимать причины сезонных изменений в природе и в жизни животных в зимний период;
Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
Предварительная работа:
Наблюдения на прогулке; за явлениями природы (ветер, метель, снегопад, образование сосулек, эксперимент со снегом и т. д., беседа о диких животных, рассматривание картинок.
Материал: предметные картинки с изображением медведя, волка, зайца, лисы, белки, ежа, синицы и снегиря. ; декорации зимнего леса, мольберт, маленькие магнитики, картинки к игре «Найди группу».
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
У всех хорошее настроение?
Послушайте стихотворение А. С. Пушкина.
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима! Пришла, рассыпалась; клоками, Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов, Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки – зимы.
Воспитатель:- О каком времени года этот отрывок из стихотворения? Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: -Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем? Скажите, пожалуйста, какая же у нас русская зима?
Ответы детей: (Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.)
Воспитатель: -Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
Дидактическая игра «Подбери слова»
-Подберите к словам характерные признаки. Дети стоят в кругу и передают снежинку и называют прилагательные.
Снег (какой). (рыхлый, липкий, белый, пушистый, мягкий, искристый) .
Мороз (какой). (жгучий, сильный, трескучий).
Ветер (какой). (пронизывающий, резкий, сильный).
Деревья (какие). (голые, сонные, тихие, замёрзшие) .
Дни (какие). (короткие, холодные, ясные)
Воспитатель: -После какого времени года наступает зима? Назовите зимние месяца? Как вы думаете, пахнет зима? (морозом, свежестью)
Воспитатель: - Назовите характерные признаки зимы.
- День становится короче, а ночь - длиннее. Понижается температура воздуха. Идёт снег. Реки, озёра и др. водоёмы покрываются льдом. Прекращается рост растений. Как называется явление, когда идет много снег? (Снегопад.) Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель.)
Воспитатель: Физкультминутка
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков) По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени) И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях) На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях) И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Воспитатель: Ребята, давайте с Вами отправимся в зимний лес. (Звучит музыка) Посмотрим какой он красивый зимой. А что такое лес? (Много деревьев и кустарников). Что происходит с деревьями в зимнем лесу? (Деревья спят).
Ответы детей.
Воспитатель: Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка – зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил.
Беседа о подготовке к зиме лесных зверей, об их жизни зимой
Животных, которые живут в лесу, как называют? (Дикими). Каких животных вы знаете? (медведь, заяц, лиса, волк, белка, еж)
Воспитатель: -А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки – зимы?
-Медведь. Где живёт? (В берлоге). Как приготовился к зиме? (Накопил жира, лёг спать.) «Медведь одну лапу сосёт, да всю зиму живёт».
-Заяц. Где живёт? Днём спит в снежной яме или зарывается в сугроб, а ночью выходит за едой. («Зайцу любой куст-дом родной»). Как приготовился к зиме? (Сменил шубку серую на белую более густую и тёплую). Чем питается? (Корой деревьев и корешками). «Заяц бел, потому и цел».
-Лиса. Где живёт? (В норе). Как приготовилась к зиме? (Шуба стала более густая). Чем питается? (Зайцами и мышами).
-Волк. Где живёт? (В норе, логове. Стаями). Как приготовился к зиме? (Шуба стала более густая). Чем питается? (Зайцами, овцами). «Волка ноги кормят».
А почему лисе и волку не нужно менять зимой цвет шубки?
-Белка. Где живёт? (В дупле). Как приготовилась к зиме? (Шуба из рыжей стала серой, чтобы не видно было среди стволов). Чем питается? ( Запасами: грибами, орехами, шишками).
-Ёж. Где живёт? (В норе). Как приготовился к зиме (Впал в спячку).
Каких зимующих птиц вы знаете? (свиристель, синица, снегирь и т. д.). Чем они питаются зимой? (ягодами, семечками из шишек).
Воспитатель: А теперь ребята давайте назовём этих животных по-английски.
Игра «Найди группу». Детям предлагаются картинки животных. Нужно распределить животных по группам. Это могут быть хищники и растительноядные; кто впадает в спячку и кто не впадает; взрослые животные и детёныши, животные и птицы.
Игра «Четвёртый лишний».
1. медведь, лиса, волк, заяц;
2. волк, лиса, лось, оленёнок;
3. кошка, медведь, заяц, белка;
4. берёза, липа, сосна, клён;
5. синица, снегирь, белка, сова.
Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, для белок шишки и желуди, птицам развешивают кормушки.
Итог занятия. Молодцы, ребята, порадовали меня своими знаниями. О чём мы с Вами сегодня говорили? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Гайдамак А. В.