Кристина Шарапова
«Путешествие по сказкам». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Закрепить знания детей о сказках, создать радостное эмоциональное настроение через ознакомление дошкольников с художественной литературой.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умения детей узнавать сказки по литературным фрагментам: загадкам, сказочным предметам, ключевым словам.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Активизировать в речи детей названия сказок, имена сказочных героев. - Формировать у детей связную речь, обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе.
Развивающие :
- Развивать у детей психические процессы: память, мышление, воображение.
- Развивать у дети активность, умение выслушивать ответы сверстников.
- Развивать у детей умение оценивать свой результат.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь и интерес к художественным произведениям (сказкам).
- Помочь детям получить положительный эмоциональный настрой от занятия.
Материалы и оборудование: коробка, карта пустая, записка, кника с заданиями, картинки волшебного транспорта, иллюстрации к сказкам, четыре разрезные картинки- пазлы, клубок, книга в подарок для детей на группу.
Организация и методика проведения
Вводная часть:
- Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им.
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Справа друг и слева друг,
Улыбнемся все вокруг!
- А вы, любите сказки?
Дети: Да! (Замечательно).
А какие вы знаете сказки?
Дети: «Лиса и журавль»; «Крылатый, мохнатый да масляный; «Хаврошечка», «Заяц-хвастун»; «Царевна- лягушка»; «Сивка-Бурка»; «Финист — Ясный сокол» и т. д.
А какие бывают сказки?
Дети: Народные и авторские.
Ребята, почему сказки называют народными?
Дети: Потому что, их сочинил народ.
Почему сказки называют авторскими?
Дети: Потому что, их сочинил и написал один человек – автор.
Дети, как начинаются сказки?
Дети: Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…в тридесятом государстве…
- Сегодня я предлагаю вам попутешествовать по сказкам. Хотите? Попасть в сказку может не каждый. Чтобы попасть в сказку вам потребуется смекалка, фантазия и воображение.
- Ребята, а как вы думаете, что такое сказка?
- Сказка – это волшебная история, в которой добро всегда побеждает зло. Герои сказок проходят много испытаний, а еще в сказках очень много невероятных приключений. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети.
Тогда отправляемся в сказочное путешествие. Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок.
- На чем же можно добраться до этой Сказочной страны? Какие сказочные виды транспорта вы знаете? (Ковер - самолет, ступа Бабы Яги, сапоги скороходы, печь Емели – картинки спрятаны по группе) А на чем мы все вместе сможем улететь? Сапоги – скороходы нам не подходят, они одни а нас много. В ступу мы все тоже не поместимся.
Хорошо, я вас выслушала, но сегодня предлагаю добраться в эту страну по волшебной карте, где указан нам путь.
(Воспитатель разворачивает карту, а это не карта, а пустой лист)
Воспитатель: Что это! Посмотрите, ребята, вы что-нибудь видите, здесь же ничего нет! Ничего не понимаю, кто это так пошутил. Как же нам быть, что делать?
(ответы детей)
А вот какая-то записка. Сейчас узнаем, от кого она и о чём в ней говорится.
Баба-Яга:
«Это я украла у вас волшебную карту, больше вы её не увидите. Есть у меня одна книга, не простая, волшебная книга Сказок, в которой находятся для вас трудные задания. Если вы выполните все задания правильно, то я вам помогу попасть в страну Сказок. Баба-яга!»
Д/упражнение. Слова –антонимы.
1. Добрый-злой.
2. Смелый- трусливый.
3. Мудрый-глупый.
4. Жадный-щедрый.
5. Трудолюбивый-ленивый.
6. Веселый-грустный.
7. Друг-враг.
8. Правда-ложь.
Воспитатель:
Приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие в сказку – в мир добра, чудес и волшебства. Но дорога будет трудной, много испытаний вас ждёт впереди. Вы готовы встретиться с чудесами, ответить на вопросы и преодолеть все препятствия? Выполним задания Бабы - Яги, не испугаемся трудностей? Тогда, вперёд!
- Ребята, что вы видите в коробке? (Книгу). Какая книга? (Ответы детей). Много в ней страниц? (Много). Значит, заданий будет много! Готовы ли вы их выполнять? (Да). Хорошо! Отправляемся в страну Сказок!
1 задание: “Ушки на макушке”
•Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
•Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
•Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
•На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
•Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
•Мышка дом себе нашла
Мышка добрая была
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов (Теремок).
•Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
2 задание: «Угадай название сказки?» (свитки с иллюстрациями на полке, где хранятся книги)
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает –
Многое знает. (Книга)
Вам нужно посмотреть внимательно на иллюстрацию и назвать название сказки?
Сказки просят : «Друзья, узнайте нас!»
– «Гуси-лебеди»– «Приключения Буратино»– «Аленушка и братец Иванушка» - «Ховрошечка». Обсуждение основных моментов сказок.
3 задание: “Вспоминай - ка”
1 – Какую песенку пел Колобок?
2 – Что пела коза своим козлятам?
3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
4 – Какую песенку пела лиса, чтобы украсть петушка?
5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
6 – Что говорила в это время лиса?
7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
Разминка «Баба Яга»
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)
И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная Вот так Бабушка Яга! (Хлопаем по коленям. На слова Бабушка Яга разводим руки в стороны)
4 задание: «Сказочное лото» (конверты с лото на полке с пазлами - А Коля наш до самой ночи играет и играет — Из разных маленьких кусочков Картинки собирает.)
Детям предлагаются разрезные картинки-пазлы: разделиться на 4 подгруппы, собрать картинку и сказать название сказки.
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить,
Дружно, смело и умело,
С вами мы взялись за дело!
Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.
5 задание: «Каким сказочным героям принадлежат эти предметы?» (предметы в шляпе на полке с кукольным театром - Артист на сцене — кукловод, А зритель в зале там — народ. Артисту смотрят все на руку, Что за театр? (Театр кукол)
-Золотой ключик –(Буратино).
– Игла -(Кощей бессмертный).
– Избушка на курьих ножках- (Баба –Яга).
6 задание: игровое упражнение с клубком «Дополни имя сказочного героя» (клубок в физ. Уголке с мячами)
Для выполнения этого задания, давайте ребята встанем в круг. У сказочных героев есть двойные имена и названия. Поэтому сейчас будем передавать мяч по кругу и дополнять имена. Я говорю первое слово, например, Елена, а вы следующее – Прекрасная и т. д.
(Елена – Прекрасная, Василиса – Премудрая, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Мальчик – с – пальчик,Иван – Царевич, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч и т. д.)
Нужно проговорить заклинание:
Ва,ва,ва-высокая трава (идут высоко поднимая ноги)
Па,па,па-узкая тропа (узко ставят ступни)
Ке,ке,ке-мы пришли к реке (руки на поясе)
Ась, ась,ась,-вот плывет карась (плавные движения руками)
Ушка, ушка,ушка-прыгает лягушка (прыжки на двух ногах)
Шо,шо,шо-говорим мы хорошо (пальцы к губам)
Це,це,це-улыбка на лице (радостно)
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, в какие игры вы играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания? (Ответы детей)
Что было интересно и запомнилось больше всего? (Ответы детей)
Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать! А за ваши старания Баба-Яга дарит вам книгу со сказками, на страницах которой вы встретитесь со сказочными героями.
Нам сказки дарят чудо,
А без чудес нельзя!
Они живут повсюду,
И нам они друзья!