Евгения Витальевна Стаценко
Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе «Путешествие гномиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» Шпаковского муниципального района Ставропольского края.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию
«Путешествие гномиков»
Подготовила
Воспитатель: Стаценко Е. В.
г. Михайловск, 2021 г.
Публикация «Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе „Путешествие гномиков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Конспект открытого занятия в группе среднего дошкольного возраста по познавательному развитию
Автор: Стаценко Евгения Витальевна
Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №4»
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов;
• знакомить с техникой проведения опытов;
• обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).
Развивающие :
• развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
• развивать коммуникативные умения;
• развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.
Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;
• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
• воспитывать любознательность, взаимопомощь.
Путешествие гномиков.
(приветствие гостей)
Посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Объясните мне немного,
Если знаете ответ.
Почему считает кто-то,
Что чудес на свете нет.
Если семечко живое
Посадить и поливать -
Будет дерево большое,
Надо только подождать!
После дождика возможно,
Вот так чудо из чудес,
Видно радугу - дорожку
Аж, до Солнца и небес.
Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!
Сюрпризный момент:
(Звучит музыка из сказки. На столе появляется сундучок.)
Ой, ребята, это что за чудо здесь стоит? (сундучок). Давайте подойдем поближе. «Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (не открывается).
А рядом ключи (картонный, из ткани или ниток, железный).
Опыт №1. «Непослушный ключик»
Воспитатель: Ваня, попробуй открыть сундучок первым ключом (на нем цифра 1). Не получается. Артем, попробуй вторым ключом. Не получается.
Воспитатель: Вот какой непослушный ключик.
- Семен, попробуй - ка открыть третьим железным ключом (внутри магнит, Давайте, все вместе, произнесем заклинание и может тогда мы откроем этот сундучок.
Ключик, ключик не ленись,
К сундучку ты прикрепись!
Воспитатель: В чём секрет этого волшебства? Почему железный ключ не падает? Подсказка внутри.
Дети: предполагают, что магнит может притягивать металл. Может быть сзади магнит.
Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.
Воспитатель берёт магнит и показывает взаимодействие его с предметами из различных материалов (бумага, железо, ткань). И дети убеждаются в том, что магнит притягивает металл.
Рассматривают содержимое сундука.
Воспитатель: Ой, что это?
Дети: Волшебные колпачки гномиков.
Воспитатель: А для чего они нужны?
Дети: Чтобы совершать чудеса.
Воспитатель: Тогда нам надо стать гномиками-волшебниками.
Вокруг себя вы повернитесь
И волшебниками окажитесь.
(Дети одевают колпачки и кружатся).
Физминутка: Танец гномиков.
(дети садятся на стулья)
-Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.
-Жили-были гномики. Были они очень любопытными, всё им хотелось узнать. Однажды отправились в путешествие в поисках приключений. Им всё было интересно, и вдруг они увидели, что неподалеку течет молочная река, в кисельных берегах. Им захотелось ее сделать сказочно - разноцветной. Давайте возьмем из сундука все необходимое и создадим сказочное молочное озеро можно прямо в тарелке.
Опыт № 2. Молочная река – кисельные берега.
Воспитатель: (Достаю стакан молока и краски (в них заранее добавляю моющее средство, ребенок выливает его на тарелку)
- Перед вами тарелка с молоком, возьмите волшебными палочками любые краски, добавьте в молоко. (Сделать волшебные палочки.) (На экране для гостей картинка.)
- Ой ребята, посмотрите, что за чудо произошло, молоко стало разноцветным.
-Давайте попробуем объяснить, почему это происходит? Молоко жидкость, краски смешались с молоком.
Давайте вместе с гостями полюбуемся этой волшебной красотой.
Опыт № 3. «Крупный – мелкий»
Воспитатель: А что можно сварить из молока маленьким гномикам на завтрак? (Дети) Кашу. (Достаю из сундука горох, манку, сито). Только у нас горох перемешался с манкой. Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы. Как нам быстрее их разделить? Знаете, что надо делать? (ответы детей). Воспитатель: Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы? ( Ответы детей: горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку).
Дети просеивают крупу.
Опыт № 4. «Веселая лаборатория»
Воспитатель: теперь нам сварят вкусную кашу. А после еды, что нужно делать? Дети: (Чистить зубы)
Воспитатель: Давайте сделаем с вами зубную пасту, чтобы ее хватило на весь детский сад.
Достаю из сундука бутылку и дрожжи, чашку с теплой водой, ложку и воронку. Если беру графин, воронка не нужна. Показываю дрожжи. Кто знает, что это такое? Зачем они нужны? Чтобы пироги и булки были пышными и вкусными ваши мамы добавляют дрожжи в тесто, только сначала растворим их в воде (заранее горячую воду приготовить).
Нужны: Пластиковая бутылка, поднос, сухие дрожжи, 6%-ная перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло или жидкость для мытья посуды, вода.
Опыт:(Заранее сделать. Поставьте бутылку на поднос. Залейте в нее полстакана перекиси водорода, добавьте немного мыла или моющего средства и не пожалейте пищевого красителя.) Ребенок в чашке тщательно перемешивает 2 столовые ложки теплой воды и 1 чайную ложку дрожжей (трудитесь над этим не меньше минуты, а затем вылейте смесь в бутылку.
А как нам вылить их в бутылку, чтобы не разлить? Нужна воронка. Ребенок выливает.
Почти сразу из нее активно полезет цветная пена, напоминающая зубную пасту, которую выдавливают из большущего тюбика.
Что происходит: дрожжи увеличивают нашу зубную пасту.
Посмотрим, что в нашем сундуке?
Опыт №5. «Разноцветная вода».
Достаю 2 бутылки с водой из сундука. (заранее краска на крышках отдельно). Я закручиваю. Дети трясут и произносят волшебные слова:
Воспитатель: Была водичка простой,
Стань водичка цветной!
-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства? Почему вода окрасилась в разные цвета?
Дети: предполагают, что, скорее всего, вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Воспитатель: Давайте проверим наши предположения.
Воспитатель берёт еще 1 бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод. Показываю бутылку с чистой водой. Какого цвета вода?
Вывод: Вода бесцветная, т. е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.
Воспитатель: давайте сделаем из нее озеро или пруд. Всю воду выливают в таз.
Посмотрите на экран. В этом пруду красивые цветы.
На пруду большой цветок
С желтой сердцевинкой.
На воде растет, цветет
Белая кувшинка. Раскрывает свои лепестки.
Давайте же и мы с вами понаблюдаем за этим явлением.
Опыт №6. «Волшебные цветы»
Достаю из сундука цветы закрученные.
Перед вами цветы бумажные с длинными лепестками. А теперь опустим их на воду.
Дети: Эй, цветочки, просыпайтесь! Лепесточки раскрывайтесь!
- Кувшинка раскрывается. Почему у нее распрямились листочки? Давайте объясним, почему это происходит? (бумага намокает, становится тяжелее).
Опыт №7. «Мыльные пузыри»
Достаю 2 бутылочки от йогурта, в одной раствор для мыльных пузырей, в другой обычная вода и палочки для мыльных пузырей.
Осталось 2 бутылочки, но я не знаю, что за вода в них. Выливаю в 2 емкости. Зачем нам эти палочки? Может быть у вас есть предложения. Дети опускают их в воду 2 видов и выдувают пузыри.
Вывод: из чистой воды пузыри не получаются, а из мыльной воды можно сделать мыльные пузыри. А как ее сделать мыльной?
Посмотрите, сколько вы сегодня чудес совершили. Но я ведь тоже волшебница, и сейчас вас еще кое-чему научу.
Воспитатель: какое время года?
Дети: Осень. Скоро наступит зима со снегом и забавами. А пока снега нет я научу вас волшебству: делать снег, из которого можно лепить весь год, даже летом.
Опыт №8. «Лепим снеговиков»
Достаю пену, соду, блестки и большой поднос.
Способ №1
Сделать снеговика теперь можно не только на улице, не только зимой и не только из снега. Вам понадобится 2 стакана соды, 2 столовые ложки соли, все это хорошо перемешать, добавить жидкого мыла для рук (примерно 1 ложка чайная) и 8 чайных ложек воды. Все это надо хорошо перемешать, когда пройдет реакция, пена должна получиться густой, так что из нее можно будет лепить. Для украшения используйте любые подручные, но не очень тяжелые предметы - пуговки, веточки и прочее.
Способ №2 Пена, потом сода и блестки.
Смешать пачку пищевой соды с баллончиком пены для бритья. Добавляем небольшими порциями соду к пене и получаем фантастически красивый снег, сделанный своими руками. Можно добавить в него блесток, чтобы вдобавок ко всему он еще и искрящимся был. Получается прохладная, напоминающая снег субстанция. Именно, из нее и можно слепить снеговика. Для украшения можно использовать декоративные бусины, шерстяные нитки и т. д.
Все катают шары, я делаю снеговиков. Моем руки.
Итог занятия :
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам. – Ребята, что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей)
Ну а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Экспериментальная деятельность детей» Л. Н. Меньщикова.
2. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации» Л. Н. Прохорова.
3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
4. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
5. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 64 с.