Светлана Лисенкова
Открытое занятие по познавательному развитию с использованием мультимедийных технологий «Птицы и звери зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Предварительная работа:
чтение рассказов, стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, энциклопедии.
Цель:
• Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах зимой.
Задачи:
• закрепить и обобщить знания детей о зиме с помощью загадок и произведений русских поэтов
• проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;
• Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке.
Публикация «Открытое занятие по познавательному развитию с использованием мультимедийных технологий „Птицы и звери зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;
• воспитывать любовь к родной природе.
• воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы;
• с помощью компьютерной игры закреплять полученные знания о птицах и животных зимой;
• развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация к занятию; шапочки зверей, конверты с заданиями «Собери животного»
Ход мероприятия
Приветствие.
Дети, я предлагаю вам отгадать загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?
Ребята, какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
Зимой солнце сквозь слезы смеется.
Зима - не лето, в шубу одета.
В зимней шубке и морозы - шутка.
В зимний холод всякий молод.
В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Много снега – много хлеба.
На какой тройке прилетела зима? (3 месяца)
Зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля.
Какой зимний месяц сейчас? (Февраль)
Наша русская зима, словно сказочное царство.
Какой первый месяц зимы?
- Декабрь - первый месяц зимы. Про него говорят студень, шапка зимы. Под тёплым снежным одеялом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им не спать, ведь в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи. Ребята, а вы согласны с тем что …. рассказала, может кто- нибудь еще, что расскажет о декабре?
- Январь – середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах зверям хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Поэтому, мы, вывешиваем кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм. Ребята, а вы согласны с тем что …. рассказала, может кто- нибудь еще, что расскажет о январе.
Февраль - злой, холодный, ветреный месяц, не хочет уступать свои права. Он ведь последний месяц зимы! Метели часто бушуют, целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же всё оживает, блестит снег! В феврале начинают подавать голоса птички. Весна наступает февралю на пятки. Ребята, а вы согласны с тем что …. рассказала, может кто- нибудь еще, что расскажет о феврале.
-Давайте перенесемся в зимний лес и посмотрим, как зимуют звери и птицы (дети закрывают глаза)
Открывается картина зимнего леса.
Ребята, Зима приглашает нас пройтись по лесным полянам и посмотреть её владения.
В зимнем лесу холодно и мы с вами должны одеться, чтобы не замерзнуть.
Динамическая пауза (имитация)
Действия выполняются в соответствии с текстом
В лес мы собираемся
Вот так одеваемся:
На голову – шапку,
На ножки – сапожки,
Шубку застегнем,
В зимнюю сказку войдем.
– Вот мы и в лесу.
– Заснеженный лес, как открытая книга. Нужно только суметь её прочитать. В любой книге на страницах мы видим буквы, а на страницах зимнего леса – его жителей – лесных зверей.
– Наша с вами задача – отгадать загадки и найти на них отгадки Напомнить детям о правилах безопасности работы с компьютером. Дети по очереди нажимают на правильный ответ.
Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(нажми на правильный ответ – МЕДВЕДЬ)
Медведь. Осенью у нас медведей, забот много. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать спокойно до весны. А ещё накопить запас жира. А потом и спать. Но прежде мне надо запутать следы. Я долго брожу по лесу, прыгаю в бок со следа и, убедившись, что след хорошо запутан, ложусь спать. Но сплю очень чутко, неспокойно.
– О чем рассказал нам Серёжа, как медведь приспособился к зиме?
Ответы детей: медведь строит себе берлогу, накапливает жир, путает следы.
– Какие еще животные поступают так же, как медведь, впадают в спячку? (В спячку зимой впадают летучие мыши, ежи)
Воспитатель: У него нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
(нажми на правильный ответ – ЗАЯЦ)
Заяц. Звери от врагов кто в дупла прячутся, кто прячется под снегом в норах. А я ничего не умею делать. Врагов же полным-полно. Выручают нос, уши, ноги и неприметная шубка. Глаза «косые» – видит не только впереди, но и в стороне и сзади. Уши во все стороны поворачиваются. Ноги быстрые. Кормлюсь по ночам ветками и корой деревьев. Умеет путать следы. На бегу ставит задние ноги впереди передних.
- О чем рассказал нам зайчик, как он приспособился к зиме?
Ответы детей: заячий мех становится белым, зимой зайцу помогают нос, длинные уши и быстрые ноги. Заяц ест ветки и кору деревьев.
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса
А зовут её ….
(нажми на правильный ответ – ЛИСА)
Лиса.
А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, удивительное чутьё. А свою главную добычу мышей-полёвок я без всяких уловок нахожу. Нос и уши помогают. Найду и начинаю прыгать. Мыши, пугаются, выбегают тут-то я их и ловлю. А зайца поймать мне трудно. Разве, что случайно столкнемся, или набредём на зайчонка.
– О чем рассказала нам лисичка, как она приспосабливается к зиме?
Ответы детей: лисы меняют шубку на более теплую и пушистую, питаются мышами, лисам помогают зоркие глаза, острый слух и чутье.
Она спряталась в дупло
В нем и сухо и тепло.
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год. (нажми на правильный ответ - БЕЛКА)
Белка.
На дереве у нее домик – дупло. Оно не очень большое, но сухое. Выстлано мхом и сухими листьями. Ей там тепло. У нее несколько домов – один для сна, другой для зимовки и для выведения бельчат. Бывает, в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согреваея друг друга. А вход закрывают мхом. В отдельном месте лежат их припасы. Но часто ими кормятся другие лесные звери.
– О чем рассказала нам белочка, как она приспосабливается к зиме?
Ответы детей: делают большие запасы еды.
Кто в лесу разбойник серый?
Кто зубами щёлк да щёлк?
Вы конечно догадались?
Это злющий страшный …
Волк
Волки живут в лесу. Питаются они мясом, нападая на оленей, лосей и других животных, иногда питаются мышами и кроликами. Охотятся волки ночью в одиночку или стаями. Зимние морозы волкам не страшны, у них теплые шубы.
-О чем рассказал нам волк, как они приспособились к зиме?
Ответы детей: Волки питаются мясом животных, у них теплые шубы.
Молодцы, ребята.
А теперь наши глаза должны отдохнуть, давайте с вами сделаем гимнастику для наших глаз.
Зрительная гимнастика
«Елка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу. Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Как подготовились к зиме звери в лесу, мы, вспомнили. А что у птиц? Где они зимуют? (Птицы прилетают поближе к людям)
Назовите птиц,которые живут с нами зимой : дятел, синица, снегирь, воробей, сорока, ворона, голубь.
– Как можно помочь им зимой? (Сделать кормушки, и не забывать насыпать туда корм.)
– А что можно положить в кормушку? (Хлебные крошки, семечки, кашу, пшено, сало.)
–Я предлагает вам игру «Кто лишний»
ВОТ КОРМУШКА, а рядом птицы. Посмотрите всё ли здесь верно? (Белка – животное, ласточки зимой у нас нет.)
УБИРАЕМ ИХ С КОРМУШКИ.
– На кормушке остались птицы. Как можно назвать птиц, которые зимуют вместе с нами? (Зимующие)
Читаю стих
– Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях, помогайте им зимой.
Ребята, зимушка-зима предлагает нам еще одну игру. В конвертах картинки птиц и животных. Нужно правильно собрать и назвать животного.
Сложи детали и посмотри, что получилось.
Пришло время возвращаться назад. Закрываем глаза.
Ребята, вам понравилось? Что вам больше всего понравилось? А какое настроение у вас сейчас?
Зимушка оставила вам гостинцы.