Бобырева Алена Владимировна
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе «Лаборатория воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Основные задачи:
1. Образовательные задачи:
— Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды;
— Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
— помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды : течёт, смачивает, впитывается, растворяет;
— развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
2. Развивающие задачи:
— Способствовать развитию любознательности;
— Развивать внимание детей;
— Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
3. Воспитательные задачи:
— Продолжать воспитывать культуру поведения;
— Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
— Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: белые халат, фартуки для детей; салфетки; емкость с водой; аудиозапись (звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина). Одноразовые прозрачные стаканчики с водой.
Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке»
Методические приемы:
Вопросы; Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность); Загадки; Игры.
1 часть: Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте ребята!
Дети: Приветствую гостей
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю Вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться.
Предлагаю собраться на ковре образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.
Воспитатель: А что там может быть ребята!
И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?
Загадка:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Воспитатель: - А что такое глобус?
Дети: (Глобус – это модель Земли). Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель:- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).
Воспитатель: - А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? (леса) Желтым? (горы) Коричневым (пустыни) Синим? (моря и реки, океаны)
Воспитатель: - А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
(Значит, что воды больше)
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает вода?
Воспитатель: На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь это-… (дождь)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые… (снежинки)
Сверху одеяло
На землю упало,
Самой лучшей ваты
Мягче и белей.
Травкам и козявкам,
Всем зверушкам малым
Спать под одеялом
До весенних дней. (снег)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет-
Гвоздь упадет. (сосулька)
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошел искать их днем
Ищем, ищем – не найдем. (роса)
Пушистая вата – плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)
По небесам оравою,
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше,
От дырявой… (тучи)
Прозрачен, как стекло
А не вставишь в окно. (лед)
Воспитатель:- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)
Воспитатель: А сейчас немножко отдохнем.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель- А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными - исследователями.
- Где работают ученые? (в научной лаборатории)
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
2 часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.
(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1. «Вода - жидкость».
Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей).
Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
Вывод: вода – жидкость.
Опыт № 2. «Вода бесцветная»
- А сейчас возьмите стаканчики с водой и посмотрим на нее
Какая вода.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».
- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет.
(У воды нет запаха).
Вывод: вода не имеет запаха.
Воспитатель: - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”
Воспитатель: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь.
(звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
- Отдохнули, ребята?
Опыт № 4. Умная пробка.
-Ребята давайте опустим пробку в стаканчик с водой. Что случилось с пробкой (она не утонула, потому что она легкая).
- Давайте будем вложить в воду предметы (пуговицы). Что происходить в водой дети и с пуговицами.
Вывод: тяжелые предметы падают на дно, заполняют стаканчик и выталкивают воду из него.
Опыт № 5. Снег лед и вода
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
- Сейчас мы будить в ёмкость с водой опускать сначала снег. Наблюдаем
что происходить.
Дети описываю таяния снега, как исчезает. После, тоже проделываем со льдом.
Вывод: снег растаял практически сразу, а лед плавает в воде.
Опыт № 6. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Итог занятия
Воспитатель: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях
Спасибо вам ребята.