клочкова наталья николаевна
Открытое занятие по математике в старшей группе «Путешествие по сказкам» с использованием элементов ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: использовать сюжеты знакомых сказок для повышения интереса к выполнению счетных и измерительных действий.
Задачи: закрепить практические навыки измерения длины объема с помощью условной мерки; упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку; закрепить умение делить целый предмет на 8 частей; развивать мелкую моторику руки; закрепить умения пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счету?»; развивать речевую активность детей; воспитывать отзывчивость, прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды.); развивать творческое воображение, нестандартное мышление, умение рассуждать; формировать положительное отношение к сказкам, интерес к их драматизации.
Публикация «Открытое занятие по математике в старшей группе „Путешествие по сказкам“ с использованием элементов ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Материал и оборудование.
Костюмы (Буратино, Красная шапочка, доктор Айболит); листы бумаги в клетку по количеству детей; простой карандаш на каждого ребенка; воздушные шары; кукла Дюймовочка; изображение репки; героев сказки «Репка»; два кувшина; два тазика; камешки; искусственные цветы; круглые бумажные заготовки на каждого ребенка; макет домика; деревья (искусственные елки); фрагменты из песен про Буратино, Красную шапочку.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? (Да.) Нашей помощи ждут герои сказок, которые также как и простые люди оказываются порой в трудной ситуации. Вы готовы им помочь? (Да.) Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда можно отправляться в путь. В дороге нам помогут наша смекалка, доброта сердец и дружба. Давайте вспомним пословицы о дружбе.
• Один за всех и все за одного.
• Человек без друзей, что дерево без корней.
• Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
• Дружба великая сила.
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Наш девиз: «Помоги всем и всегда!»
Чтобы попасть в волшебную страну сказок вы должны ответить на вопросы.
• Кто лучший в мире Крокодил?
• Как называется сказочная скатерть?
• Имя, какой девочки говорит об ее росте?
• Как зовут отца Буратино?
• Сколько туфелек потеряла золушка?
• И зайчонок, и волчица – все бегут к нему лечиться?
• Как зовут девочку из сказки «Три медведя»?
• Сестрица Аленушка и братец?
• Что не могли разделить между собой два медвежонка?
• Кто рассмешил царевну – Несмеяну?
Воспитатель. Молодцы! Справились с первым заданием. Начнем наше путешествие
Звучит музыка из кинофильма по сказке «Красная шапочка». Дети попадают в лес, встречают девочку. Красная шапочка идет с корзинкой пирогов, припевая песенку.
Красная шапочка. Здравствуйте, ребята. Что вы здесь делаете?
Воспитатель. Здравствуй, Красная шапочка. Мы знаем, что тебе угрожает опасность. Серый волк хочет съесть тебя и твою бабушку, но мы можем тебе помочь. К домику бабушки ведут две дорожки: одна длинная, а вторая короткая. Чтобы обхватить волка и предупредить бабушку об опасности мы подскажем тебе, какая дорога из них короче. Ребята, как узнать длину дорожек?
Дети. Дорожки нужно измерить.
Воспитатель. Чем будем измерять?
Дети. Шагами.
Дети предлагают пройти эти дорожками и посчитать шаги.
Воспитатель. Сколько шагов надо сделать, чтобы пройти по первой дорожке? По второй дорожке?
Какая дорожка длиннее, а какая короче? На сколько шагов?
(Первая дорожка равна 7 шагам, а вторая – 8)
Воспитатель. Значит первая дорожка короче, ступай по ней и предупреди бабушку об опасности.
Красная шапочка благодарит детей и отправляется по указанной детьми дорожке.
Воспитатель. Смотрите, ребята, а вот сам доктор Айболит. Чем-то он огорчен. Что случилось у вас доктор Айболит.
Доктор Айболит. В лесу заболели зайчик и белочка. У зайчика высокая температура, а у белочки болит животик. А я забыл, в какой емкости у меня микстура от температуры, а в какой от боли в животике. Знаю только, что от температуры лекарства больше.
Воспитатель. Ребята, поможем доктору Айболиту? (Да).
Мерным стаканом из обоих емкостей дети переливают воду в тазик и каждую мерку отмечают камешком. Около какого кувшина камешков будет больше, там и находится микстура от температуры.
Доктор Айболит благодарит детей за помощь.
Воспитатель. Отправляемся дальше. Мы оказались около пруда. На берегу сидит кто-то…
Дети. Буратино!
Воспитатель. Он уронил в пруд золотой ключик, а без него он не сможет открыть волшебную дверь в страну счастья. Ребята, у него в руках какой-то листок?
Воспитатель. Буратино, что за листок у тебя в руках?
Буратино. Это схема, по которой можно нарисовать ключик, но я знаю, как это сделать? Вы можете мне помочь?
Воспитатель. Ребята, поможем? (Да.)
Дети выполняют задание на листочках «Обведи по точкам». По окончании работы дети вручают Буратино золотой Ключик. Путешествие продолжается.
Воспитатель. Какая красивая цветочная поляна! Вдохните аромат цветов!
Звучит музыка. Дети гуляют по поляне и находят в цветке «маленькую девочку».
Воспитатель. Что за девочка? Такая маленькая!
Дети. Дюймовочка.
Воспитатель. Она счастливо живет в сказочной стране цветов, но ее огорчает то, что мама ничего о ней не знает. Письмо, которое она написала, может отнести ласточка, но девочка пишет такими маленькими буквами, что мама не сможет его прочитать. Как ей помочь?
Дети предлагают разные варианты и приходят к мнению, что можно написать письмо на воздушном шаре, буквы увеличатся, когда шарик надуется и их можно будет прочитать. Дети надувают шарики, читают слово «мама».
Воспитатель. Мы на прогулке обязательно еще раз надуем шарики и отпустим их в небо. Мама увидит и поймет, что у Дюймовочке все хорошо.
Воспитатель. Посмотрите на картинку из сказки. Какая выросла репка в сказке? (Большая – пребольшая). Кто последний прибежал тянуть репку? (Мышка.) За кем она встала и какой по счету была?
Воспитатель. Давайте вместе придумаем, что с ней делать.
Дети предлагают разные варианты: в ней можно жить, кататься с ней как с горки, разрезать на маленькие кусочки и др.
А теперь отгадайте загадку.
Под шатром ветвистой ели
Сделал внучке дед качели,
И на внучкины качели
Собрались лесные звери:
Заяц, куница,
Рыжая лисица,
Еж и четверо бельчат.
На качели все спешат.
Вы, ребята не зевайте, всех зверей пересчитайте.
Так сколько же зверей спешило покататься на качелях? (8)
Ребята, давайте всех лесных зверей из загадки угостим репкой.
Дети делят бумажные изображения репки пополам, затем еще дважды каждую часть пополам – до получения восьми долей.
Сколько кусочков у вас получилось? (8). А сколько лесных зверей в загадке? (8) всем хватило по кусочку репки.
Воспитатель. А нам, ребята пора возвращаться в детский сад. В следующий раз мы отправимся в другие сказки, чтобы помогать сказочным героям, попавшим в беседу.