Галина Семенова
Открытое занятие по краеведению «Сибирская ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение МКОУ СОШ№1 - детский сад, Чулымского района
Сценарий образовательной деятельности
(подготовительная группа)
2021 год.
Провела воспитатель высшей категории: Семенова Г. Н.
Блок Программы «Народная Культура и достопримечательности» : «Сибирская ярмарка»
Тема: «Сибирская Ярмарка»
Публикация «Открытое занятие по краеведению „Сибирская ярмарка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Интеграция видов деятельности: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
• Расширять знания детей о русских традициях, народном фольклоре,
• Расширять знания детей о глиняной и деревянной посуде, изготовлении выпечки в русской печи
• Знакомить с старинными предметами быта, женскими и мужскими обязанностями в деревне.
• Знакомить с сибирской ярмаркой народными играми.
• Познакомить с понятием «Монета», с Сузунским монетным двором.
Развивающие:
• Развивать наблюдательность, умение высказать свою точку зрения, развивать диалог в процессе повествования педагога.
• Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Воспитательные:
• Способствовать становлению у детей чувства патриотизма и гордости к своей «малой Родине» Новосибирской области.
• Воспитывать интерес и любовь к родному краю, его истории, природе
• Воспитывать уважение к труду народных мастеров
Планируемый результат: умение слушать воспитателя, высказывать свою точку зрения.
Средства, оборудование, материалы:
наглядные: выставочный материал: глиняная и деревянная посуда в народном стиле, презентация, слайды, фотографии
музыкально-литературные: пословицы, поговорки, загадки, музыка фоном для презентации, музыка для рефлексии, муз. фильм «Ярмарка»
технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: аппаратура для показа презентации.
раздаточные материалы: картон шаблоны-круги ножницы, фломастеры для каждого ребенка.
Технологическая карта образовательной деятельности
№ Этап образовательной деятельности Ход образовательной деятельности
Деятельность педагога Деятельность детей
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент Воспитатель рассаживает детей, начинает занятие.
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку:
Есть такие слова: «Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый …. (Слайд 2,
Воспитатель: хлеб, молодцы ребята,
тогда слушайте следующую загадку:
Бьют меня палками, жмут меня камнями
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами
За что так губят,
А за то, что любят. (Хлеб)
Молодцы, скажите, пожалуйста,
- а почему хлеб бьют палками и жмут камнями? (правильно, так отделяют зерна от колосьев и получают муку.)
- а почему держат в огненной пещере?. .(правильно, выпекают)
- а почему режут ножами?. (правильно, разрезают хлеб).
Молодцы, ребята, а какие еще изделия из муки вы знаете? (Булочки, бублики, блины, печенье и т д.) (Слайд 3)
Ребята, а вы знаете, что в старину к хлебу относились очень бережно, его называли кормильцем семьи, если в семье был хлеб, значит, в семье был достаток. Наш народ придумал много пословиц и поговорок про хлеб. А вы знаете их? (Слайд 4)
Ребята, а вы знаете, как в старину изготавливали хлеб?
Дети проходят в группу и садятся на стульчики перед экраном с видеопроектором
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности Да конечно, ребята, хлеб выпекали в русских печах (Слайд 5 и 6). А делали это женщины, они вставали рано-рано, чуть солнышко проснется, и замешивали тесто….
А чем занимались мужчины? (они занимались тяжелым трудом - они ходили на охоту, пахали землю, занимались рыболовством, изготавливали предметы для быта из дерева, железа и глины) и т. д.
• Скажите, как называется профессия человека, который изготавливает изделия из железа? (кузнец) (Слайд 7). Он работал с железом, металлом. Посмотрите, какими инструментами работал кузнец (Слайд 8). Кузнечное дело - очень тяжелая работа, требующая большой физической силы. Что изготавливал кузнец? (Слайд 9)
• Ответьте на вопрос: Как называется профессия мастера, который работает с глиной? (Слайд 10, 11) Это гончар. Он изготавливал из глины посуду для дома, кувшины, миски, плошки и другую утварь.
• Молодцы, а теперь скажите, как называется профессия мастера, работающего с деревом (столяр, плотник) (Слайд 12,13). Какие предметы быта изготавливали плотники и столяры? Чем отличается труд столяра от труда плотника? (плотник не занимается художественной обработкой дерева, столяр делает строительный материал из дерева)
Ответы детей.
Ответы детей
Ответы детей
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2 Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности А встречались мастера сибирские на ярмарках, где сначала менялись своим товаром друг с другом, а потом люди придумали деньги и стали менять товар на деньги (Слайд 14, 15).
Для людей ярмарки были настоящими праздниками. На ярмарки надевали самую красивую одежду, все были веселы, довольны и продавцы и покупатели, а ребятишек развлекали скоморохи и петрушечники. Выступали бродячие актёры-скоморохи, там можно было познакомиться с весёлым Петрушкой, увидеть настоящего живого медведя, исполнить любимые песни, принять участие в забавах, играх и состязаниях.
Воспитатель: Посмотрите!
Как у наших у ворот,
собирается народ,
все торопятся на ярмарку
и нам надо поторопиться.
Но просто так, мы на нее попасть не можем, мы должны пройти волшебные ворота.
Начинается игра «Золотые ворота».
Дети играют в подвижную игру.
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий
Самостоятельное применение нового на практике,
либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
Ребята, давайте с вами подумаем, а чтобы продавать, что нужно (товар, продавец, покупатель, деньги).
Молодцы ребята, покупатели есть, товар найдется, а где взять деньги?
Ребята, а ведь это очень важный вопрос. А откуда берутся деньги?
Воспитатель: А деньги изготавливают на монетных дворах (Слайд17).
Слушайте, ребята, историю как в Сибири-матушке появился двор монетный в поселке Сузун.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту России (Слайд 18). Какая она огромная. Вы же знаете, что наша страна - самая большая в мире.
Давным-давно, когда в Российской Империи правил царь, чеканились монеты разного номинала. Но поскольку территория государства была огромной, власти вынуждены были увеличить количество монетных дворов. Поэтому Сузунский монетный двор — это место, в котором выпускались денежные знаки Российской империи за Уралом.
Посмотрите на следующий слайд – это наша Новосибирская область (Слайд 19) Давайте найдем на ней Сузун.
В Сузуне выпускались монеты номиналом 1, 2, 5, 10 рублей, а также деньга и полушка. Качество монет подтверждала отчеканенная надпись КМ - колыванская медь. (слайд 20, 21)
Позднее на монетах появилась надпись СМ - сибирская монета. Сибирская монета признавалась только в Сибири и на дальнем Востоке. (Слайд 22).
В 1847 году монетный двор сгорел и его восстанавливать не стали.
Сейчас на территории сузунского монетного двора находится музей, в котором рассказывают, как рождались деньги, а еще там стоит памятник сибирской монете (Слайд 23)
Ребята, а сейчас я предлагаю вам представить, что мы работаем на монетном дворе и изготавливаем монеты. Будем делать их из бумаги и подписывать их как СМ - сибирская монета.
Ответы детей
Ответы детей
Дети слушают, смотрят на экран, ищут на карте поселок Сузун
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3 Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний. Ребята, вы сейчас делали монеты я предлагаю вам небольшую викторину блиц-опрос: (Слайд 24)
Блиц-опрос:
1. Для чего делали монеты?
2. Как называется место, где делали монеты?
3. Какими буквами обозначалась сибирская монета?
4. Как называлось то место, где встречались покупатели и продавцы?
5. Что продавали на ярмарке?
Блиц - опрос закончен, вы молодцы
Ответы детей
Рефлексия Чем вам запомнилось наше занятие? (Слайд 25)
Что нового вы узнали сегодня?
Кому вы хотите рассказать о нашем занятии. ?
Просмотр видео фильма на песню В. Высоцкого «Ярмарка» Ответы детей, обсуждение ответов.
Дети смотрят муз. фильм