Иванова Светлана Александровна
Открытое занятие по формированию картины мира «Транспорт» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание всесторонне развитой личности.
Задачи:
1. Познакомить детей с видами транспорта и терминами : «водный», «наземный», «воздушный».
2. Развивать внимание, память, наблюдательность.
3. Воспитывать интерес к технике.
Оборудование: костюм Бабы Яги, метла, презентация, бубен для игры, скотч или мел, памятка для Бабы Яги на ватмане, транспортные средства водные, наземные, воздушные (скотч для крепления на обратной стороне).
Ход занятия
Организационный момент.
Сообщение темы.
Публикация «Открытое занятие по формированию картины мира „Транспорт“ в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
-Ребята, сегодня мы проведем занятие по формированию картины мира.
Изучение нового материала.
-Ребята, а вы слышите шум? Пойду я посмотрю, наверное, не все гости еще подошли. Включить музыку (выход Бабы –Яги).
В группу на метле влетает Баба – Яга.
Баба – Яга: -Уууууууу-х! Наконец – то я до вас долетела! Ох и устала же я! Даже и поздороваться забыла. Здравствуйте, ребята!
Дети: -Здравствуйте, бабушка – Яга!
Воспитатель: -Зачем ты Баба – Яга к нам пожаловала?
Баба – Яга: - Прилетела я к вам не просто так, а по делу важному! Совсем моя старая метла прохудилась, а я совсем отстала от жизни и не знаю на чем сейчас люди передвигаются. Леший мне сказал, что ребятки в вашем саду умные, много знают, все мне расскажут, покажут. Ну, что же, поможете мне, не оставите в беде?
Воспитатель: -Ребята, поможем Бабе – Яге?
Дети: -Поможем!
Воспитатель: -Ребята, скажите, на чем вы добираетесь до детского сада?
Дети: - Мы добираемся до сада на автобусах, троллейбусах, трамваях, маршрутном такси.
Воспитатель: -А как перечисленные машины можно назвать одним словом?
Дети: -Транспорт.
Воспитатель: -Тема нашего занятия : «Виды Транспорта».
Баба – Яга: -Слышала я от Лешего, что сейчас люди в воздухе на чем – то летают, правда это?
Воспитатель: -Ребята, сейчас люди в воздухе летают?
Дети: - Да.
Воспитатель: -Василиса, покажи, на чем летают люди. (Презентация. Слайд № 2).
Баба – Яга: -И как же этот транспорт называется?
Воспитатель: - Дети, кто может ответить на этот вопрос?
Дети: -ВОЗДУШНЫЙ транспорт.
Баба – Яга: -А еще слышала, что и по воде плывут. Такое бывает?
Воспитатель: -Ребята, права Баба – Яга или нет?
Дети: -Да, права, бывает!
Воспитатель: -Арсений, покажи и назови на каком транспорте человек плавает. (Презентация. Слайд №3).
Воспитатель: -Как называется этот транспорт?
Дети: -ВОДНЫЙ транспорт.
Баба – Яга: -А по земле могут ехать?
Воспитатель: -Ребята, если транспортные средства, которые передвигаются по земле?
Дети: -Да.
Воспитатель: -варя, покажи и назови транспортные средства, передвигающиеся по земле.
Воспитатель: -Как они называются?
Дети: -НАЗЕМНЫЙ транспорт.
Баба – Яга: -Вот чудеса! До чего же техника дошла!
Воспитатель: -Баба – Яга, а хочешь узнать о транспорте больше?
Баба – Яга: -Конечно хочу!
Воспитатель: -Тогда оставайся у нас на занятии и слушай внимательно.
Принимаешь наше предложение?
Баба – Яга: -Конечно!
Воспитатель: -Вот тебе, Баба – Яга, стул присаживайся!
-Ребята, чтобы управлять транспортом нужно иметь навыки вождения и права- документ, который разрешает сесть вам за руль. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них правильно ответить.
• Кто управляет кораблем на море? Капитан.
• Кто управляет подводной лодкой? Подводник.
• Кто управляет автомобилем? Водитель.
• Кто управляет мотоциклом? Мотоциклист.
• Кто водит такси? Таксист.
• Кто управляет трамваем? Вагоновожатый.
• Кто управляет электричкой? Машинист.
• Кто управляет подъемным краном? Крановщик.
• Кто управляет самолетом? Летчик.
• Кто управляет космическим кораблем? Космонавт.
-Молодцы! Справились с заданием.
Игра «Шоферы».
Ты – шофер, и я – шофер
(Обеими руками показать сначала на собеседников, потом на себя).
Веселые друзья, без дружбы на дороге прожить никак нельзя.
(Дети маршируют).
Машины ожидают нас
(Двумя руками показать на себя).
Мы в путь отправимся сейчас.
(Крутим руль).
Машину нужно заводить (локтевое вращение правой руки).
Машину нужно выводить (вращение левой руки).
Мы едим на машине, так быстро как летим,
И руль машины нашей мы крутим как хотим (крутим руль).
Все улицы, дорожки (показать правой рукой вправо, левой –влево)
Пройдем за полчаса (наклоны вниз).
Идут машины наши, 4 колеса (наклоны вниз).
В любую непогоду машины груз везут (маршируем).
И грузы, и машины шоферы берегут (показать короб руками).
Слово педагога.
В конце 19 века жил один судовладелец и звали его Михаил Бритнев. Он решил превратить обычный пароход в ледокол. Для этого он приказал срезать у судна часть носа так чтобы оно наползало на лед и ломало его своей тяжестью. Именно этот прием в последствии стали использовать для строительства мощных арктических ледоколов
Игра на внимание «Части корабля»
Нос – закрыть нос ладошками.
Корма – отвести руки назад, согнуть в локтях, сложить на спине.
Днище – присесть, замереть.
Борт (правый и левый) – сложить руки в замок перед собой.
Палуба –руки вытянуть вперед.
Трюм – свести локти и пальцы рук в замок.
Сначала воспитатель называет и показывает части корабля правильно, а потом начинает запутывать детей. Задача воспитанников показывать то, что говорит воспитатель.
Слово педагога.
-Знаете ли вы, ребята, что такое транспортное средство как велосипед было изобретено почти 200 лет назад. Его придумал и создал крестьянин Ефим Артамонов. Когда Артамонов впервые появился на улице на своем велосипеде, его высекли розгами за то, что он пугал необычным транспортом встречных лошадей. Но позже умелец проехал на «педальном самокате» до самой Москвы. За что сам царь подарил ему вольную.
-Ребята, крестьянами называли людей, которые принадлежали барину и работали на него.
-Вольная – это документ, который разрешает крестьянину покинуть своего барина и жить так, как он хочет.
-Ребята, а сейчас отдохнем поиграем в игру «Колеса».
Играющие делятся на две команды с неравным количеством игроков и становятся в два круга: большой – наружный («большое колесо») и маленький – внутренний («маленькое колесо»). Педагог читает стихотворение вместе с детьми.
Машины, самолеты, трамваи, поезда,
Автобусы, велосипеды – спешат все, кто куда!
И крутятся колеса: большие и маленькие.
Бегут километры дорогой дальнею.
Колеса машины работают дружно
Людей всех на свете доставить им нужно!
После этого под ритмичные удары педагога в бубен дети поворачиваются друг за другом и идут: один круг (большой) в правую сторону, другой (маленький) - в левую, выполняя следующие команды педагога.
«Машина» - идут по кругу, вращая руками воображаемый руль.
«Самолет» - медленно бегут, руки в стороны.
«Поезд» - идут по кругу, выполняя круговые вращения согнутыми в локтях руками.
«Остановка» - поворот прыжком в обратную сторону (на 180).
Примечание.
1. Дети, которые совершили ошибку при выполнении команды педагога, отходят в сторону от обоих кругов.
2. по окончании игры педагог отмечает самого внимательного игрока.
Слово педагога.
Около 500 лет назад в Италии жил художник Леонардо да Винчи. Он не только интересовался живописью, но и создал летательные аппараты с машущими крыльями.
В первой модели летательного аппарата великого художника машущие крылья (по типу крыльев летучей мыши) приводилось в движение с помощью рук и ног человека. Потом стала использоваться сила ветра, которая помогала управлять аппаратом. Человек управлял крыльями, а сам лежал в корпусе, напоминающем лодку. Художник сконструировал летательный аппарат и с двумя парами крыльев, которые махали по очереди. Для управления ими человек задействовал не только руки и ноги, но и голову. В его конструкциях даже были втяжные лестницы наподобие современных шасси. Все конструкции Леонардо да Винчи сохранились в виде эскизов или моделей. Люди на них не летали. А вот современные конструкторы воссоздали летательный аппарат художника по его чертежам.
Подвижная игра «Самолеты».
На игровой площадке обозначают линию строительным скотчем или мелом. Дети становятся в шеренгу за линией лицом к центру площадки, приседают на корточки. Напротив воспитанников, встает педагог. Все игроки – «самолеты», которые находятся на «аэродроме», а сам педагог – «руководитель полетов». По команде педагога «Самолеты, в полет!» дети встают, ставят руки в стороны. Далее педагог подает друг за другом несколько команд. Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
1 команда:
Самолетики летят, сесть на землю не хотят.
(Дети бегут по кругу друг за другом, руки – «крылья» ставят в стороны, произнося звук: «Ууууууууу!»).
2 команда:
Быстро можем мы летать никому нас не догнать!
(Дети бегут по кругу друг за другом в более быстром темпе, руки в стороны, произнося тихо звук «Ууууууууууу!»)
3 команда:
Самолеты полетали и немножечко устали.
Самолеты на посадку! На аэродром!
(Дети в медленном темпе спешат к линии, присаживаются за ней на корточки в произвольном порядке лицом к центру площадки).
Баба – Яга: -Ох, ребятки, спасибо! Давно я так не играла! Все запомнила, Лешему все перескажу.
Воспитатель: -Баба – Яга, у нас есть игра, которую мы хотели бы подарить тебе. Но сначала, дети тебя научат в нее играть. В игре три поля: воздух, земля, вода и разные транспортные средства. Задача игроков разместить транспортное средство там, где оно должно быть.
Воспитатель: -Поиграем?
Дети: -Да!
Дидактическая игра «Что где передвигается».
Воспитатель: -Молодцы, все верно.
Игра дарится Бабе –Яге.
Баба – Яга: -Теперь я точно ничего не перепутаю. Можно отправляться в лес и подумать, что приобрести себе вместо метлы.
Воспитатель: -До свидания Баба – Яга, всего тебе доброго!
Воспитатель: -По какой теме работали?
Воспитатель: -Подумайте и скажите, что такое ТРАНСПОРТ?
ТРАНСПОРТ – это машины, которые перевозят людей и грузы.
Воспитатель: - Спасибо за работу. Занятие окончено.
Список литературы
1. Алябьева Е. А. Дошкольникам о транспорте и технике. Беседы, рассказы и сказки. - М. : ТЦ Сфера, 2016. – 176с. – (Библиотека современного детского сада).
2. Гальчук А. Русские изобретатели. Головоломки, лабиринты 5+ - СПб. : -Питер, 2017. -64с. (Серия «Вы и ваш ребенок»).
3. Кириллова Ю. А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 4 до 5 лет. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2018. – 128с. – (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).
4. Кириллова Ю. А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 6 до 7 лет. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2018. – 160с. – (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).
5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская АН. ; Российский фонд культуры; 3-е изд. стереотипное- М. ; АЗЪ,1995. – 928с.
Электронные ресурсы
1. Украинцева Т. В. Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира «Виды транспорта» [Электронный ресурс]/URL : https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-srednei-grupe-obrazovatelnaja-oblast-poznavatelnoe-razvitie-formirovanie-celostnoi-kartiny-mira.html
Дата обращения: 18.03.2019