Цыганкова Любовь
Открытое занятие по финансовой грамотности «Путешествие в страну Экономика»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство экономического воспитания дошкольников.
МБДОУ ЦРРд/с № 188 Воспитатель: Цыганкова Любовь Анатольевна
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказкой и ее героями.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Открытое занятие по финансовой грамотности „Путешествие в страну Экономика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления посредствам сказки
(потребность («Хочу», «Надо», деньги, семейный бюджет, доход, расход).
-Учить детей решать в сказке простейшие экономические задачи.
-Формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности, научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей).
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление, память, пополнять активный словарный запас.
Воспитательные:
-Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях,
-Воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
Актуальность:
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского «Телефон», «Муха-Цокотуха», Ш. Перро «Красная Шапочка»; беседы по прочитанному; беседы о деньгах, потребностях, семейном бюджете
Материал и оборудование:
-слайды с изображением денежных купюр и железных монет, банковских карт, телефона;
-магнитофон, магнитная доска;
-картинки с изображением солнца, радуги, тумана, изображения продуктов, мебели, предметов бытовой техники;
-демонстрационный и раздаточный материал;
-аудиозапись звуков жужжания мухи и летящей ракеты, песня из сказки «Красная Шапочка»;
-стульчики по количеству детей, мягкие модули.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, я слышала, что на свете есть сказочная страна, которая называется Экономика. Там живут необычные жители. Вы хотели бы попасть туда?
Дети: Да!
Воспитатель: Хорошо, а как мы будем туда добираться? (Ответы детей). А я вам хочу предложить отправиться в эту чудесную страну на ракете. Согласны?
Дети строят ракету из модулей и занимают места. Воспитатель с детьми считают до десяти и ракета взлетает (включается звук летящей ракеты). На экране телевизора появляется изображение Мухи-Цокотухи и слышится звук жужжания мухи.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, что это за жужжание? Как называется это насекомое?
Дети: Муха!
Воспитатель: Правильно, мы с вами недавно читали сказку, где главным сказочным героем была муха. Как называется эта сказка?
Дети: Муха-Цокотуха!
Воспитатель: Давайте вместе вспомним, как она начиналась:
1 ребенок: Муха, Муха-Цокотуха позолоченное брюхо.
2 ребенок: Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
3 ребенок: Пошла муха на базар и купила самовар.
Воспитатель: На что Муха-Цокотуха купила самовар?
Дети: На деньги.
Воспитатель: Ребята, кто знает, а какие бывают деньги, которыми мы пользуемся?
Деньги бывают разными-у каждой есть свое название.
Дети: Рубли.
Воспитатель: Деньги бывают наличные и безналичные. Наличные деньги в виде купюр и монет, а безналичные в виде карт (воспитатель показывает детям на магнитной доске фотографии купюр, монет и банковских карт). Как можно еще расплачиваться? (телефоном, с помощью специального приложения). Воспитатель показывает на доске фото телефона.
Воспитатель: Дети, а для чего нам нужны деньги?
Дети: Для того, чтобы ходить в магазин, покупать продукты, необходимые вещи, оплачивать коммунальные услуги, детский сад, покупать лекарства, если кто-то заболел.
Воспитатель: Совершенно верно, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А наша Муха-Цокотуха нам принесла игру. Давайте поиграем. Если предмет на картинке можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если нет, то ничего не нужно делать.
Игра «Что можно купить за деньги?»
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Скажите, с каким понятием страны Экономики познакомила нас Муха-Цокотуха?
Дети: С понятием деньги.
Воспитатель: Спасибо, Муха-Цокотуха, ну, а нам пора в путь дальше. Продолжаем наше путешествие. Ой, что это?
(Звучит музыка, появляется на экране изображение Красной Шапочки и звучит музыка из фильма)
Дети: Красная Шапочка.
Воспитатель: Правильно. Дети, а вы помните, что случилось с Красной Шапочкой? А как сказка закончилась?
Дети: Волк съел бабушку и внучку, но охотники спасли их.
Воспитатель: Все верно. А я вам расскажу продолжение сказки. После того, как охотники спасли бабушку и Красную Шапочку от волка, бабушка стала жить вместе с мамой и внучкой. Теперь они живут втроем: бабушка, мама и Красная Шапочка. И все у них хорошо. Мама работает в школе учительницей и получает за свой труд зарплату. Как вы думаете, за что платят зарплату?
Дети: Люди трудятся на работе и им за это платят зарплату.
Воспитатель: Правильно, зарплата-это деньги, которые платят за труд. Красная Шапочка учится в колледже шить одежду и за хорошую учебу получает стипендию. Стипендия-это деньги за хорошую учебу. Бабушка уже не работает, но за то, что она много лет проработала на заводе,она теперь получает пенсию. Ребята, я что-то запуталась, что же такое пенсия?
Дети: Пенсия - это тоже деньги, их платят людям, которые много лет работали.
Воспитатель: Из маминой зарплаты, стипендии Красной Шапочки и бабушкиной пенсии складывается их семейный бюджет. Все деньги, которые попадают в семейный бюджет, называются доходом семьи. (Воспитатель берет мягкие кубики и складывает их в коробку с названием «Семейный бюджет»). Скажите, пожалуйста, что называется доходом семьи? Но в каждой семье есть и расходы. Как вы думаете, какими они бывают?
Дети: Люди покупают продукты, одежду, игрушки, платят за детский сад, покупают мебель, лекарства, оплачивают проезд в транспорте.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А Красная Шапочка хочет предложить нам сыграть в игру «Доход-расход».
Игра «Доход-расход»
Воспитатель: Я начну, а вы заканчивайте.
Мама получила зарплату-доход
Бабушка заболела, нужны лекарства-расход
Внучка выиграла приз-доход
Мама потеряла кошелек-расход
Бабушка продала кошелек-доход
Заплатили за квартиру-расход
Красной Шапочке купили велосипед-расход
Воспитатель: С каким понятием сказочной страны Экономики нас познакомила Красная Шапочка?
Дети: Семейный бюджет.
Воспитатель: Из чего состоит семейный бюджет?
Дети: Из денег, которые зарабатывает каждый член семьи.
Воспитатель: А сейчас, дети, Красная Шапочка приглашает вас на веселую разминку.
Физкультминутка под музыку из фильма «Красная Шапочка»
Воспитатель: Спасибо, Красная Шапочка. А нам пора дальше в путь.
Звучит звук смс сообщения.
Воспитатель: Мне пришло сообщение на телефон. Нам пишут герои сказки К. Чуковского «Телефон». Послушайте, что они нам пишут:
Дорогие ребята, просим вас нам помочь! Злой Бармалей все перепутал в нашей сказке, помогите вернуть все на свои места. Послушайте, что он натворил.
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит?
-Слон…
-Что вам надо?
-Книжек.
А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
-Мой, милый, хороший,
-Пришли мне перчатки
-И мне, и жене, и Тотоше.
А потом позвонили зайчатки:
-Нельзя ли прислать шоколадки?
А потом позвонили мартышки:
-Пришлите, пожалуйста, галоши.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что же просили герои сказки «Телефон».
Ответы выложите на магнитной доске.
(Дети выкладывают на доске попарно картинки)
Воспитатель: Что попросил слон, крокодил, зайчатки, мартышки, газели?
Молодцы, все правильно выложили.
Все желания сказочных героев можно назвать одним словом -«потребности». Потребности - это все то, что в чем все нуждаются. Потребности - это тоже понятие страны Экономики.
Все потребности, без которых нельзя прожить, называются потребностями «Надо», т. е то, что нужно каждому человеку. Как вы думаете, какие это потребности?
Дети: Еда, одежда, обувь.
Воспитатель: Есть потребности, без которых можно обойтись, их называют потребностями «Хочу». Как вы думаете, какие это потребности?
Дети: Игрушки, сладости, развлечения.
Воспитатель: Все верно, молодцы.
С каким понятием нас познакомили герои сказки К. Чуковского «Телефон»? Какие бывают потребности?
А сейчас проверим, как вы поняли. Перед вами картинки, разложите их на главные потребности и второстепенные. (Дети делятся на две группы и раскладывают картинки).
Молодцы, ребята, все правильно сделали. Жители страны Экономики дарят вам смайлики в виде монетки на память.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, у героев каких сказок мы побывали в гостях? С какими понятиями сказочной страны Экономика мы познакомились? (Ответы детей)
Но наше путешествие заканчивается, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вернемся в нашу ракету.
(Дети заходят в ракету и занимают свои места. Слышится звук летящей ракеты и на экране появляется изображение ракеты).
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие? Все были молодцы.