Анастасия Винокурова
Открытое занятие НОД «Воздух-невидимка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные:
— дать представление о том, воздух обладает свойствами (невидим, прозрачный, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
— способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
— подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
Публикация «Открытое занятие НОД „Воздух-невидимка“ (старшая группа)» размещена в разделах
— обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
— способствовать формированию у детей познавательного интереса;
— учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
— развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
— память, речь, интерес к познавательной деятельности; зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
— воспитывать интерес любознательность, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Методы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки, полоски бумаги, веер из бумаги (по количеству детей, мыльные пузыри, надувные игрушки, тазик с водой.
Предварительная работа:
Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».
Ход занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
- Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Проходим на свои места. (дети садятся на стульчики).
Организация проблемной ситуации:
- Ребята послушайте загадку и отгадайте её :
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас. Что это? (воздух)
- А что такое воздух?
- Правильно — это то, чем мы с вами дышим. Кому нужен воздух? А зачем нужен воздух? Вот сейчас мы поиграем с вами в игру «Дышит или не дышит». Я буду называть предметы или явления если они дышат, то вы хлопаете в ладоши, если нет, то сидите тихо. Готовы?
Воспитатель: ( перечисляет: дерево, окно, люди, животные, машины, растения, игрушки).
- Молодцы, ребята, все были внимательны.
- Дети, а кто знает стихотворения про воздух? Расскажите!
Стихотворения:
Свежий воздух малышам
Нужен и полезен!
Очень весело гулять нам!
И никаких болезней!
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
- Молодцы! Ребята, где же находится свежий, чистый воздух? (там, где мало машин, в деревне). Что помогает очищать воздух? (растения). Значит, самый чистый воздух – в лесах и садах, так как там много растений. А мы с вами живем в каком городе? (Сургуте, правильно ребята! Мы с вами живем в большом городе Сургуте! А как вы думаете у нас в городе чистый воздух? А что загрязняет воздух? (транспорт, заводы, сигареты).
- Правильно! А сейчас давайте с вами немножко отдохнем.
Физкультминутка:
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
- А как вы думаете в помещении детского есть воздух? Чтобы это увидеть и доказать мы станем маленькими учеными. Давайте закроем глаза и хлопнем в ладоши 5 раз. (Дети считают до 5.)
- Посмотрите ребята наша группа превратилась в «лабораторию чудес».
- А кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты)
- Молодцы! Давайте пройдем в нашу лабораторию, но что бы туда попасть мы оденем специальные значки ученых.
Дети одевают значки, и проходят за столы.
Основная часть:
- Ребята, как вы думаете мы видим с вами воздух? (ответы детей)
- Если мы его не видим, значит он какой? (невидимый, прозрачный).
- Правильно, невидимый, прозрачный. Воздух всегда вокруг нас, чтоб его увидеть надо его поймать.
Опыт№ 1: «Как поймать воздух».
- Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Есть в пакете что нибудь? Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
- Молодцы! Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
- Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч, шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг).
Как вы думаете надувные предметы не тонут в воде? Давайте проверим.
Опыт№ 2: «Воздух легче воды».
Воспитатель приглашает детей подойти к столу, на котором стоит таз с водой.
Дети по очереди опускают в воду мяч, надувные игрушки, наблюдают, что они не тонут в воде.
Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
- Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.
- Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».
- Дети, как вы думаете, а внутри человека есть воздух? (ответы детей)
- Давайте проверим?
Опыт№ 3: Пузырьки в стакане.
- Ребята, давайте сядем за стол. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (в воде появились пузырьки).
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас.
Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух внутри нас».
- Ребята, а какие еще можно пускать пузыри? (Мыльные)
- Правильно! Давайте возьмем мыльные пузыри и попускаем их.
Воспитатель с детьми пускают мыльные пузыри.
- Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)
- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)
Воспитатель помогает детям сделать вывод: когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.
- Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)
- Давайте проверим ваши предположения.
Опыт № 4: с полоской бумаги.
Воспитатель предлагает детям взять полоску бумаги поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.
- Что происходит с полоской бумаги? (Она движется, шевелится, качается)
Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает бумагу.
- На что похожа бумага, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус).
- Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?
Опыт № 5: с веером.
Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.
- Что вы чувствуете? (в лицо дует ветерок, прохладный ветерок)
- Как получается ветер? (Движется воздух)
- Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, вентилятор)
Вывод: ветер – это движение воздуха.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия.
О чем мы сегодня с вами говорили. (о воздухе и его свойствах).
- Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Какой опыт вам понравился больше всего? О каких свойствах воздуха мы говорили? (Высказывания детей)
- А что нужно сделать, чтобы наш воздух оставался чистым?
- Ребята, давайте подарим нашим гостях буклетики, как сохранять воздух чистым! (дети дарят гостям буклеты)
- На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1. (Дети считают вместе с воспитателем).
- Открываем глазки, посмотрите вот мы с вами снова в детском саду.
- Вам понравилось быть молодыми учеными? Хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
- В следующий раз мы обязательно там побываем. А сейчас давайте поблагодарим наших гостей, за то, что они пришли к нам, и будем собираться на улицу дышать свежим воздухом!
Дети и воспитатель благодарят гостей.