Татьяна Подгорная
Открытое занятие НОД в старшей группе «В гости к Музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе
«В гости к Музыке» в соавторстве с воспитателем Никитенко О. В.
Цель: Познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение.
Задачи:
• Знакомить в игровой форме со Скрипичным ключом, ладом Мажор и Минор, понятием Мелодия и Темп;
• Воспитывать интерес и любовь к музицированию:
Публикация «Открытое занятие НОД в старшей группе „В гости к Музыке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать эмоциональность детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку.
• Формировать звуковысотный слух,
• Формировать музыкальный вкус посредством прослушивания классических произведений, произведений зарубежной музыки.
• Ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа,используя для этого звучащие жесты, движение, шумовые инструменты.
• Развивать умение выражать в движении характер музыки самостоятельно.
• Отрабатывать унисон и согласованность в темпе, исполняя пьесу в шумовом оркестре.
Репертуар: Распевка «Музыка, здравствуй!», «До свиданья, Музыка!» М. Лазарева; «Прогулка», М. Лазарева; «Аннушка»,чешская народная музыка; «Первая утрата», Р. Шумана;песня «Отличное настроение», Л. А. Старченко; «Полька-пиццикато»,И. Штрауса; «Вальс», Л. Толстого; «Малыш», итальянская песня; «Оркестр», Н. Вересокиной, «Вальс», Делиба; песня «Чудо-детство», С. Ведерников.
Материалы и оборудование: Мультимедийная установка, музыкальный центр, открытка «Приглашение в Королевство Музыки», музыкальные инструменты, музыкальные инструменты (из природного материала) в волшебном мешочке и на подносе, цветные султанчики из полиэтиленовых пакетов (по количеству детей, каждому по 2 шт., макет скрипичного Ключа, смайлики с различным настроением на подносе.
Интеграция образовательных областей:
- социально – коммуникативное развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - физическое развитие.
Ход НОД:
Дети входят в зал. Музыкальный руководитель встречает их.
Музыкальный руководитель : Ребята, я очень рада видеть вас, и хочу рассказать вам одну сказку о Музыкальном Королевстве, которое рас-кинулось среди огромного океана музыкальных звуков. Правительницей его была прекрасная Музыка. Ее никто никогда не видел, но ее все слышали. Разливалась прекрасная Музыка по всему Королевству!
Мы с вами получили приглашение побывать в этом Королевстве! Хотите попасть туда?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : Тогда в путь!
Под песню М. Лазарева «Прогулка», дети выполняют музыкально-ритмические упражнения.
Музыкальный руководитель : Вот мы с вами и на месте! Давайте споем
приветственную песенку!
Все дети поют распевку «Музыка, здравствуй!»
Появляется Скрипичный Ключ (воспитатель)
Скрипичный Ключ (грустно) : Здравствуйте!
Я, ребята, ключ Скрипичный,
Очень добрый, симпатичный.
Называюсь я ключ «Соль»,
Нотной азбуки король!
Я – главный помощник Музыки.
Музыкальный руководитель : Почему Вы грустный?
Скрипичный Ключ:
Вы в Музыкальном Королевстве очутились,
Но с недавних пор здесь всё переменилось,
Раньше музыка звучала здесь прекрасная, (звучит какофония, на экране появляется злой волшнбник Хаос.)
А теперь, послушайте – в звуках неразбериха ужасная!
Музыкальный руководитель : Слышите эти звуки? Приятные они на слух? Какие они?
Дети: Колючие, резкие, неприятные.
Музыкальный руководитель : Что случилось в Королевстве?
Скрипичный Ключ: В нашем Королевстве появился злой волшебник Хаос. Он взмахнул волшебной палочкой, и сразу нарушились мир и благополучие в Королевстве. Жители Королевства взволнованы! Хаос мешает музыке звучать! Мы не знаем, как его прогнать…
(Музыкальный руководитель : А как вы ребята думаете, можно прожить без музыки? Почему?
Дети: Нет, будет очень скучно, не интересно жить….
Музыкальный руководитель : Я с вами тоже согласна, ведь музыка помогает нам радоваться, грустить, мечтать.)
Скрипичный ключ, мы с ребятами, своими знаниями и умениями поможем прогнать Хаос из Музыкального Королевства!
Скрипичный Ключ: Я очень надеюсь на вас!
Музыкальный руководитель : А вы можете познакомить нас с остальными жителями Королевства?
На экране появляются два жителя Мажор и Минор.
Скрипичный Ключ: Знакомьтесь ребята, вот и первые жители Королевства! Их зовут Мажор и Минор. Они дружно живут, в ладу, оба Музыке служат, но, совершенно не похожи друг на друга.
Мажор - веселый, неунывающий, улыбчивый, поэтому у него всегда радостное настроение.
Минор - грустный, печальный, не смеется, часто плачет.
Музыкальный руководитель : Ребята, давайте поиграем! Послушаем два музыкальных произведения и определим, в каком из них спрятался веселый, неунывающий Мажор, а в каком – задумчивый и грустный Минор. (Дети слушают и определяют характер произведений)
Музыкальный руководитель : А теперь, возьмите из-под стульчиков музыкальные инструменты. Поиграем на них. Если услышали Мажор – играем, если Минор – молчим.
Звучат «Первая утрата», Р. Шумана и полька «Аннушка»
Дети выполняют задание, стоя у стульчиков.
Скрипичный Ключ: Молодцы!
Музыкальный руководитель : Сейчас ребята внимательно послушают и назовут знакомую песенку. (Исполняет фрагмент песни «Отличное настроение», слова и музыка Л. А. Старченко. Дети узнают и называют песню).
Скрипичный Ключ: Как вы думаете, кто дружит с этой песенкой, Мажор или Минор?
Дети: Мажор.
Музыкальный руководитель : А почему вы так решили?
(Если дети затрудняются ответить, то М. Р. задает наводящий вопрос: Какая она по характеру? Ответ детей - веселая, звонкая, жизнерадостная).
Снова на экране появляется Хаос, звучит его музыка.
Музыкальный руководитель обращает на это внимание.
Скрипичный Ключ: Спойте поскорее мне, пожалуйста, эту песенку!
Исполнение песни «Отличное настроение»
слова и музыка Л. А. Старченко.
На экране появляется Темп.
Скрипичный Ключ: Знакомьтесь – это еще один житель Королевства Музыки, по имени Темп. Темп очень любит играть на полянке. Во время игры он часто меняет скорость движения: то передвигается быстро, то медленно.
Музыкальный руководитель : (обращается к Скрипичному Ключу) : А можно нам с Темпом поиграть? Давайте вместе с Темпом сделаем массаж!
Звучит «Полька-пиццикато» И. Штрауса (выполняют в кругу) (дети под музыку выполняют массаж ног, рук то, замедляя, то убыстряя движения).
Музыкальный руководитель : Дети, менял ли Темп скорость движения?
Дети: Сначала Темп был медленный, а затем быстрый.
На экране появляется Мелодия.
Скрипичный Ключ: А еще у Королевы Музыки есть дочь – прекрасная принцесса Благозвучная Мелодия. Она красивая и всегда со всеми душевно разговаривает, поэтому все ее любят. Мелодия такая приятная для слуха.
Музыкальный руководитель : А я знакома с принцессой Мелодией! Сейчас прикройте глазки, послушайте, о чем сегодня она будет нам рассказывать, и определите характер принцессы Мелодии.
Звучит «Вальс», Л. Толстого
(После прослушивания дети дают ответы)
Музыкальный руководитель : Правильно! Мелодия чарующая.
Скрипичный Ключ: А на каком музыкальном инструменте звучала эта мелодия? Ответ детей.
Скрипичный Ключ: Это рояль (от слова «Королевский»). Он схож по звучанию с пианино, но отличается по форме.
Музыкальный руководитель : А давайте придумаем движения к этой замечательной мелодии!
Дети выражают в движении настроение в музыке. (М. р. играет 1 часть пьесы)
Музыкальный руководитель : А сейчас, одумайте и скажите, пожалуйста, на каких еще музыкальных инструментах можно подыграть эту пьесу?
( ответы детей: металлофон, треугольник, колокольчик).
Скрипичный Ключ: А как вы будете подыгрывать - громко или тихо?
( Ответ детей: тихо).
Игра-эксперимент «Подыграй на музыкальном инструменте» (М. р. играет 2 часть пьесы).
Хаос звучит тихо.
М. Р. обращает внимание детей.
Музыкальный руководитель. Уважаемый Скрипичный ключ! Наши дети умеют играть не только на музыкальных инструментах, которые создал человек, но и на предметах из природного материала!
Скрипичный Ключ: А у меня как раз есть природный материал (Отгадайте, что у меня в мешочке (Дети на слух угадывают орехи, камешки, тыква)
Музыкальный руководитель. Давайте с помощью этих предметов создадим новое звучание!
Музицирование итальянской песни «Малыш»
(дети подыгрывают на камешках, тыквах, скорлупе орехов).
Музыкальный руководитель : Ребята, а как называется большая группа музыкантов, которые играют на различных инструментах?
Дети: Оркестр.
Музыкальный руководитель : Вот мы с вами сейчас и поиграем в оркестр.
Скрипичный Ключ: А я буду дирижером!
Игра «Оркестр».
Хаос не звучит.
Музыкальный руководитель : Мы справились с Хаосом!
Давайте возьмем султанчики и выразим в движении наше прекрасное настроение!
Танец «Чудо-детство»
После танца звучит «Вальс» Делиба.
Музыкальный руководитель :
Вслушайтесь!
Весь мир поёт-
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всём живёт,
Ведь она - волшебник!
Скрипичный Ключ: Вы слышите эти прекрасные звуки! Это Музыка звучит в Королевстве! Своими чарующими звуками она благодарит вас за помощь! Это мы с вами помогли ее вернуть!
Музыкальный руководитель : Как стала звучать музыка? Ответ детей: Торжественно.
!
Скрипичный Ключ (подает музыкальному руководителю макет Скрипичного ключа) : Примите от меня в знак благодарности, и на память обо мне!
Музыкальный руководитель : Спасибо тебе, Скрипичный ключ! Мы поставим его в группе в нашем музыкальном уголке, как напоминание о сегодняшней встрече и в дальнейшем, будем изучать нотную грамоту.
Пора прощаться нам с Королевством и его жителями.
Дети поют «До свиданья, Музыка!»
Музыкальный руководитель подводит итог занятия : Ребята! А где мы с вами побывалт сегодня? (ответ детей).Вы запомнили, как зовут жителей Королевства? (ответ детей).
РЕФЛЕКСИЯ.
Музыкальный руководитель : А теперь подойдите, пожалуйста, к столику. Здесь находятся смайлики с различным настроением. Пожалуйста, тот смайлик, который выражает ваше настроение!
Дети берут разбирают смайлики.