Татьяна Поникарова
Открытое занятие НОД по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста «В гостях у матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Образовательные задачи:
1. Формирование общих представлений о дифференциации предметов по характерным признакам (величина, цвет, форма).
2. Введение новых понятий «самый большой», «самый маленький»
Развивающие задачи :
1. Развитие логического мышления, внимания, художественного вкуса, коммуникативных качеств детей.
2. Обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Воспитательные задачи:
Публикация «Открытое занятие НОД по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста „В гостях у матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
1. Воспитывать эстетический и художественный вкус, интерес и бережное отношение к предметам народного творчества. Приобщать детей к национальным культурным традициям.
2. Воспитывать чувство взаимопомощи и толерантное отношение к окружающим.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки.
2. Знакомство с наиболее распространёнными видами матрешек, с особенностями росписи.
3. Дидактическая игра «Собери матрешку».
4. Слушание стихов, загадок про матрешку.
Материалы и оборудование:
Сундучок, письмо – приглашение; 1-й стол: деревянные куклы – матрешки разборные, поднос; 2-й стол: плоскостные матрешки из картона, клеевые карандаши, платочки для матрешек разного размера, цвета, отличающиеся по материалу (гладкие шершавые).
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, практический, сюрпризный момент.
Формы и виды организации детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, образно-художественная, продуктивная.
Ход занятия
Организационно – сюрпризный момент:
Воспитатель – Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети – Здравствуйте.
Воспитатель, обращаясь к гостям – А это наши дети. Они очень любят играть, петь, плясать и рисовать; очень весело смеются, радостно просят и вас улыбнуться.
- А теперь, ребята, присаживайтесь удобно на ковре, чтобы всем меня было видно.
Обращаюсь к детям: - Вы любите сюрпризы?
Дети – Да!
- У меня для вас есть сюрприз! (беру со стеллажа сундучок, который был накрыт салфеткой).
- Я на ярмарке бывала и игрушку выбирала.
- Сундучок вам принесла. Сажусь перед ними, открываю сундучок :
- В нем игрушка не простая,
- А волшебно - расписная (достаю из сундучка матрешку).
- Ребята, посмотрите: какая она красивая! Круглолица и румяна, в разноцветном сарафане!
- Дети вы ее узнали?
- Да!
- Что за кукла к нам в гости пришла? (если потребуется) Как ее зовут?
Ответы детей. – Матрешка.
- Правильно, молодцы. Ставлю Матрешку на ковер, рядом с собой. Заглядываю в сундучок.
- Ой, а матрешка пришла к нам не с пустыми руками. У нее для нас какое- то письмо. (достаю его из сундучка).
- Давайте прочитаем (читаю письмо).
«Здравствуйте девчонки и мальчишки,
Вы меня узнали без сомненья,
Да, меня Матрешкою зовут.
Принесла я вам сегодня приглашенье от матрешек
– они вас в гости очень ждут!»
- Ребята, вы хотите в гости к матрешкам?
Ответы детей : - Да!
Замечательно.
Беру Матрешку в руки и говорю детям:
- Матрешка мне подскажет, что нужно делать. Повторяйте за мной:
Одной рукой держу матрешку возле уха – «слушаю».
Пальчиковая гимнастика «Шли матрешки по дорожке»
Шли матрёшки по дорожке, «шагают по полу» средним и указательным пальчиками
Было их немножечко: Собрали пальцы одной руки в кулачок
Раз - Матрёна, Разгибаем большой палец
Три Матрёшки, Разгибаем три средних пальца, показываем - 3
И одна Матрёшечка. Разгибаем мизинчик.
- Вот какие молодцы, хорошо получается. А теперь повторим то же самое для другой ручки. (делаем гимнастику для второй руки)
- Замечательно.
Давайте встанем в круг.
(Пока дети строятся в кружок, убираю сундучок, под салфетку на стеллаж).
- Мы на минутку закроем глазки и окажемся у матрешек в сказке. Пока буду я считать – нельзя глазки открывать. (дети закрывают глаза, я открываю деревянных кукол-матрешек на первом столе : 2-3 семейки, все разного размера)
- 1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать!
- Вот так чудеса, мы попали к матрешкам в гости. Дети, посмотрите: как много здесь кукол. Все они такие нарядные, приветливые, улыбающиеся. Они так рады вас видеть. (дети рассматривают, трогают матрешек, любуются).
- Они живут дружными семейками. Каждая семейка одета по-своему.
- Какого цвета сарафаны у этой семейки? Ответы детей. - А у этой? Ответы детей.
- Молодцы, правильно.
Давайте назовем: во что одета матрешка (платок, кофту, сарафан, фартук).
Возьмите в руки по одной куколке - матрешке. (Дети берут по одной, лишних ставлю на поднос, убираю на стеллаж).
Рассмотрим их, внимательно. Вы можете мне сказать: какой они формы? (показываю свою матрешку, обвожу двумя пальцами, по контуру вокруг тела,
- На какую фигуру похоже? Ответы детей (овал).- Хорошо.
- А если мы посмотрим на нее с другой стороны (поворачиваю к детям игрушку макушкой, и обвожу вокруг головы). Какую фигуру по форме напоминает?
Ответы детей. - Да, точно! круг.
- Погладьте каждый свою куколку по головке (глажу свою матрешку). Приятно вашим ручкам?
Дети: - Да.
- Что можно сказать, какие они на ощупь?
Дети: - Приятные, гладкие.
- Молодцы. Теперь потрогайте основание (донышко). Так же гладко?
Дети: - Нет, шершаво.
- Точно подметили – основание матрешки шершавое на ощупь.
- Давайте поставим матрешек в ряд на середину стола. Вот так, замечательно! И скажите мне, пожалуйста: все ли матрешки одинаковы по размеру? (Если потребуется доп. вопрос) - Или разные?
Дети – Не одинаковые, разные.
- Да, это большая. (указываю на нее) - Наверное это Матрешка – мама. Эти – поменьше, а вот эта? (выбираю самую маленькую)
Дети – Маленькая.
- Да, это дочки – матрешки. Ребята, посмотрите, здесь все матрешки перемешались. Как разобраться где мама, где дети?
Давайте с ними поиграем.
Для игры нам нужны только 3 матрешки, а остальных я пока поставлю в сторонку. Мы будем сравнивать их по росту. Посмотрите, как это делается.
Показ способа сравнения по размеру на трех матрешках (которые явно различаются).
Беру среднюю по размеру матрешку, подставляю ее сзади к маленькой:
- Смотрите, дети: эта матрешка больше этой.
Затем отставляю маленькую в сторону. Большую подставляю к средней, показываю:
- Эта матрешка больше этой.
Она – больше этой и больше этой – она самая большая.
Для того чтобы у детей не возникло привязки понятия «самая большая» к конкретной матрешке, заменяю самую большую на маленькую. И еще раз провожу то же сравнение (теперь самой большой окажется другая).
И еще один раз меняем «самую большую» на маленькую. Теперь я подставляю для сравнения матрешек и предлагаю закончить фразу кому то из детей :
- Эта матрешка… (выполняю ранее показанные движения)
Ребенок – Больше этой.
Подставляю вторую пару: - Эта матрешка (выполняю ранее показанные движения)
Ребенок – Больше этой.
- Она (выполняю ранее показанный алгоритм действий)
Ребенок - больше этой и больше этой – она самая большая!
- Вот какие молодцы! Теперь, я думаю, вы сможете помочь матрешкам построиться в ряд : от самой большой к маленькой!
Возвращаю всех матрешек, которых ранее выбрали дети. Ставлю в ряд – не по росту.
Строим ряд: каждый ребенок, в порядке очереди, ищет место для своей матрешки, путем сравнения по размеру. С помощью воспитателя в виде вопросов, если понадобится.
- У кого из вас была самая большая матрешка - мама? Она в нашем ряду будет первой. Ставь ее сюда. Показываю место в начале ряда (слева). Дальше все дети по очереди выбирают следующую «самую большую» и ставят правее предыдущей.
- Вы прекрасно справились!
- Ребята, нашим Матрешкам прислали в подарок новые красивые платочки, а не сказали который кому. Поможем им подобрать платочки к нарядам?
Дети – Да!
- Подходите к столу. Приглашаю детей жестом ко второму столу. Матрешек на первом столе накрываю салфеткой.
- Перед вами лежат матрешки и платочки для них. Для большой матрешки какой подойдет платок?
Дети – Большой.
- Да, а для маленькой? (ответы детей)
- Конечно, маленький. Посмотрите, как можно примерить. Показываю способ наложения платочка на заготовку матрешки.
- Получилось подобрать? Помогаю при необходимости. А теперь можно приклеить платочек на голову матрешки, с помощью клеевого карандаша.
- Матрешки говорят вам большое спасибо за помощь. Им очень понравилось с вами играть. Они приготовили для вас угощенье. (угощаю детей).
До свиданья, до новых встреч.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Вам понравилось наше путешествие.
- Что нового вы узнали?
- А, что вам запомнилось больше всего?