наталья зыкина
Конспект НОД для детей дошкольного возраста «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеёк»
д. Варнаки Нолинского района Кировской области.
Сценарий непосредственной образовательной деятельности для
детей дошкольного возраста
Тема: «Насекомые наши друзья».
Группа: разновозрастная (подгруппа – старшая)
Разработала: Зыкина Наталья Валерьевна,
педагог первой квалификационной категории
МКДОУ д/с «Ручеёк» д. Варнаки
Публикация «Конспект НОД для детей дошкольного возраста „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Нолинского района Кировской области
Варнаки 2018
Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых, воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Задачи:
Обучающие:
• учить детей выделять главные признаки насекомых (членистое строение тела, шесть ног, крылья);
• развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;
• помочь детям освоить новый способ изображения — оттиск сеточкой, позволяющей наиболее точно передать изображаемый объект «соты», характерную фактурность его внешнего вида;
• побуждать детей передавать в рисунке образ пчелы; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет.
• уточнить знания детей о пользе насекомых;
Воспитательные:
• формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо проблемной ситуации;
• воспитывать в детях бережное отношение к окружающей природе, к насекомым.
• воспитывать интерес к процессу рисования.
Развивающие:
• обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
• развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок;
• развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.
• напомнить детям технику рисования – отпечаток пальчиками, закрепить умение детей аккуратно использовать гуашь при работе, развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
• беседы с детьми «Такие разные насекомые».
• организация в книжном уголке выставки иллюстраций с изображением насекомых и книг по тематике недели.
• наблюдение на прогулке за насекомыми (особенности строения тела).
• д/и «Лото-насекомые», «Разрезные картинки».
• знакомство с графическими моделями существующих признаков насекомых.
Материал и оборудование: фонограмма «Звуки насекомых», Римский-Корсаков «Полёт шмеля»; картина «Экосистемы», насекомые (картинки) на магнитах, графические модели: насекомые, птицы, животные; 2 обруча, картинки с насекомыми, животными и птицами; презентация «Польза насекомых», «Угадай насекомых»; игрушка-пчела, гуашь (оранжевая, жёлтая, белая, чёрная, тонкие кисточки, кусочки губки, ткань-сеточка, влажные салфетки для рук.
Последовательность работы:
1часть.
Воспитатель: Ребята, тихо! Вы слышите, какие-то странные звуки раздаются? (Фонограмма звуки насекомых). Откуда эти звуки? Давайте поищем.
(Дети ищут и находят банку).
Похоже, они из этой банки, кто-то плачет, жужжит, стрекочет.
(Открывают банку и обнаруживают там насекомых (картинки насекомых на магнитах).
Воспитатель: Кто же их туда посадил? Разве можно держать насекомых в банке?
Дети: Нет!
Воспитатель: Ребята, что станет с насекомыми, если мы их не выпустим?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель: Если погибнут все насекомые, что случится?
Дети: Погибнут растения, птицы, животные и люди.
Воспитатель: А для чего растениям, животным, птицам и людям насекомые.
Дети: Насекомые опыляют растения, без них не вырастут овощи и фрукты, которыми мы питаемся, не расцветут цветы, нечем будет питаться птицам и некоторым животным.
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные существа насекомые, как они красивы и изящны. А кто знает, почему их назвали насекомыми? Слово «насекомые» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено.
Из-за необыкновенной красоты насекомых ловят, и они мучительно умирают, теряя свою привлекательность. Нужно бережно относиться ко всему живому на нашей земле.
Ребята, давайте представим, что испытывают насекомые, попав в банку.
Экологические этюды психогимнастики
«Прекрасные бабочки»
Текст:
Я красивая бабочка. У меня есть легкие ажурные крылышки. Я могу порхать и кружиться, перелетать с цветка на цветок!
Ой! Меня поймали! Неужели я больше не смогу летать…
Мне повезло! Меня отпустили!
«Божья коровка»
Текст:
Я божья коровка. Я помогаю моим друзьям растениям бороться с вредителями.
Ой! Кажется, меня кто-то поймал!
Ура! Меня отпустили!
«Пушистая гусеница»
Текст:
Я вижу, как по травинке ползет гусеница! Как она интересно передвигается!
Какие маленькие ножки! А какая она пушистая!
Ой! Она свернулась клубочком!
Наверно испугалась.
Не бойся, я тебя не обижу!
Воспитатель: Назовите насекомых, которых мы сейчас освободим. Их нужно поместить в привычную для них среду обитания.
Дети достают насекомое из банки, называют его и помещают на магнитную доску, где изображена картина с изображением различных экосистем: части луга, леса, болота, пасеки и огорода.
Воспитатель: Все насекомые остались довольны! Молодцы ребята!
Ребята, отгадайте загадку:
«С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.» (кузнечик)
Воспитатель: Я хочу посмотреть вы у меня такие же быстрые как кузнечик?
Игра-эстафета «Найди насекомое»
(Дети делятся на две команды. По сигналу каждый участник бежит к обручу, где находятся картинки с животными, птицами и насекомыми, выбирает и приносит картинку, где изображено насекомое).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно выбрали картинки, а теперь подберите к ним нужную схему.
(В игре используются графические модели, в которых отражены существенные, наглядно-воспринимаемые признаки данной систематической группы животных «Экологические занятия» Т. М. Бондаренко).
Давайте проверим, правильно ли вы справились с этим заданием. Что есть у каждого насекомого?
Дети: Усики, крылья, шесть ног, на теле насечки.
Воспитатель: А вы загадки отгадывать умеете?
Дети: Да
Воспитатель: Если вы отгадаете правильно, на экране появится картинка.
Игра-мультик «Угадай насекомых» (приложение1)
Дети отгадывают загадки и узнают насекомых по характерному им звуку.
2 часть.
Встреча с пчёлкой.
Звучит музыкальное произведение «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова. Появляется «пчелка» (приложение 2).
Воспитатель: Посмотрите, кто прилетел к нам в гости.
Дети: Пчелка.
Воспитатель: Какая ты красивая пчелка, нарядная. Ребята, какой у неё наряд?
Дети: Полосатое – черно-желтое платье.
Воспитатель: Какие крылышки?
Дети: Крылышки прозрачные, белые
Воспитатель: Что это у неё на голове?
Дети: Усики.
Воспитатель: Ребята, а где живет такая красавица – пчелка?
Дети: Домик – улей.
Слайд1 (приложение 3)
Воспитатель: Пчелы живут очень большими семьями. В них они пережидают непогоду, и зимние холода.
Слайд 2
А весной, когда воздух прогревается, пчелы вылетают на разведку.
Слайд 3
Воспитатель: Как вы думаете, что ищут пчелы?
Дети: Нектар, пыльцу, сок растений.
Воспитатель: Пчела питается нектаром цветов, соком трав и плодов
Слайд 4,5
Воспитатель: А какую пользу приносит пчелка?
Дети: Пчела опыляет растения. Без пчелы не было бы у нас фруктов, ягод, овощей…
Слайд 6,7,8
Воспитатель:
Лишь деревья зацвели,
Абрикосы, вишни,
Хороводы завели
Пчелки-шалунишки.
Роем весело летают,
На лугу, в саду, в лесу
Мед с цветочков собирают,
И домой его несут.
Чтоб зимой холодной, злой
Было чем кормиться,
Нужно летом и весной
Очень потрудиться!
Слайд 10
Воспитатель: Ребята, хотите, я вас научу рисовать соты, в которые пчёлы собирают мёд? Их можно нарисовать с помощью вот такой сеточки, губки и краски. Закрепляем сеточку на лист бумаги, берём губку, обмакиваем её в краску и тычковыми движениями наносим рисунок.
Убираем осторожно сеточку, у нас получились вот такие соты.
Нужно им высохнуть. Пчёлка очень довольна, как вы нарисовали ей соты и предлагает поиграть с ней в пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «Пчёлка»
Пчелка трудится весь день (руками обрисовывать перед собою круг)
И работать ей не лень (покачивание указат. пальцем в знак отрицания)
От цветка летит к цветку (ритмические взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу (круговые движения ладонями по животу)
Хоботком нектар сосет (вытянуть руки вперед, наклон вниз)
За день много соберет (раскрыть перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей (изобразить полет)
И назад вернется пулей. (резко выбросить руку с вытян. указат. пальцем).
Воспитатель: Ребята, нашей пчёлке очень скучно будет жить одной в сотах, пчёлы любят жить и трудиться большими семьями. Где же взять для неё подружек? Может их нарисовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Приступаем к рисованию пчел, а рисовать мы их будем пальчиками.
Большой палец обмакнем в оранжевую краску, сделаем отпечаток на сотах – это туловище пчелы, промакнём его салфеткой.
Указательные пальцы обеих рук обмакнём в белую краску – это крылья.
Осталось нарисовать головки пчелам. Их будем рисовать мизинцем, обмакнув в чёрную краску.
Дорисовываем усики и полоски на пчелках тонкой кистью. Влажной салфеткой протираем пальчики от краски.
Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась, и пчёлка наша очень довольна. А вам понравилось?
Я предлагаю поместить нашу картину в уголок природы и любоваться ей.
ЗАВЕРШЕНИЕ (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, зачем мы с вами сегодня изучали насекомых, рассматривали их, играли с ними и рисовали?
Дети: чтобы лучше узнать, чтобы завести друзей.
Воспитатель: Верно! А как относиться нужно к друзьям, знаете? Вот так и к насекомым нужно относиться, ведь они – ваши друзья.
Молодцы, отлично поработали.
(Найти повод для похвалы каждого ребенка).